Пётр Первый был против строительства мостов. Он хотел приучить «сухопутных» россиян к воде и требовал, чтобы переправлялись на лодках. Мосты возводились только в исключительных случаях. Так, уже в 1703 году первый мост города соединил Заячий остров, на котором строилась Петропавловская крепость, с «материком». Он назывался Петровским, затем - Иоанновским, был деревянным, так выглядит и сегодня. Но, конечно, пережил реконструкции и ремонты.
А первым каменным, точнее - гранитным мостом, стал Эрмитажный, сооружённый в 1760-х годах, когда одевали гранитом набережные Невы. Мост перекинут через Зимнюю канавку и стал знаменит благодаря… Чайковскому. Ведь именно здесь несчастная Лиза из его «Пиковой дамы» бросается в воду. Мост обязательно изображают в декорациях.
«Идти не в ногу»
Египетский мост через Фонтанку был открыт в 1826 году. Он был цепным, то есть висящим на цепях. 20 января 1905 года в 12.30 по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, а навстречу двигались 11 саней с возницами. Неожиданно мост рухнул на лёд! Самое удивительное, что обошлось без смертельных исходов. К двум часам дня все люди и лошади были извлечены из ледяной купели.
Основная версия происшествия: конструкция не выдержала ритмичных колебаний от шага военных, произошло явление резонанса. Этот случай описывается в учебниках физики. И с тех пор введена команда «идти не в ногу», которая даётся строевой колонне перед выходом на любой мост. Впрочем, петербуржцы физику не знали и сложили о «провале» легенду. Будто бы некая горожанка, называли даже её имя - Мария Ильинична Ратнер, увидела в окно строй гвардейцев и воскликнула: «Чтоб вы провалились!» Её желание тут же исполнилось.
Сейчас висячими в Петербурге остались только три пешеходных мостика: Банковский и Львиный через канал Грибоедова и Почтамтский через Мойку. Когда по ним идёшь, они слегка пружинят. Остаётся надеяться, что Марии Ильиничны поблизости нет.
Четыре цветных
Через Мойку перекинуты разноцветные мосты. Их арки и перила ярко выкрашены. Первым появился Зелёный на Невском проспекте. Мост называли также Полицейским из-за расположенного рядом домом полицмейстера Чичерина. В 1806 году мост опять-таки первым в городе перестроили в чугуне. А в 1844-м - и вновь впервые в Петербурге - на мосту уложили асфальтовые блоки.
Синий - самый широкий в городе, почти сто метров. Несведущий человек может даже не заметить, что находится уже не на самой Исаакиевской площади, а на мосту. В старом Петербурге говорили, что от этого моста отвернулись два императора. Действительно, конная статуя Николая Второго и Медный всадник от него гордо «уезжают».
Красный - на Гороховой улице - единственный, полностью сохранившийся в первоначальном виде. Есть и Жёлтый, впоследствии ставший Певческим, потому что он расположен перед Капеллой.
Петербург - Париж
Первый постоянный мост через Неву - Благовещенский. Его строили в 1850-х годах по проекту инженера Кербедза. По легенде, Николай Первый обещал повышать Кербедза в звании за каждый возведённый пролёт. Тогда инженер переработал проект, увеличив количество пролётов. Хитрость удалась: начав строительство в чине капитана, Кербедз закончил его генералом.
Благовещенский мост вошёл в историю нашей страны: именно у него стоял крейсер «Аврора», когда давал залп по Зимнему дворцу.
Троицкий мост через Неву ежегодно отмечает день рождения вместе с Петербургом. Он был открыт в мае 1903 года. Мост можно назвать подарком Франции - его строили по проекту фирмы «Батиньоль». На закладке присутствовал президент Французской республики Феликс Фор. В ответ Россия подарила Парижу мост Александра Третьего - самый красивый через Сену. Мост заложил Николай Второй. «Парижанина» и «петербуржца» роднят похожие фонари.
Ну, а мост Петра Великого - Большеохтинский - хранит клад. По легенде - одна из его заклёпок - золотая.
Романтика или трактир?
Больше всего мифов сложено о Поцелуевом мосту. По одной из легенд, в те времена, когда по Мойке проходила граница города, он служил местом расставаний. По другой, здесь прощались заключённые со своими родными, ведь неподалёку находилась тюрьма - так называемый Литовский замок. Была и жизнеутверждающая легенда: молодожёны, проезжая по мосту, должны были начинать целоваться при въезде, а заканчивать - при съезде. Чем дольше поцелуй, тем крепче союз.
Все эти романтические мифы отступили перед прозой жизни. Считается, что мост стали называть по фамилии купца Поцелуева, владевшего расположенным неподалёку трактиром «Поцелуй».
Впрочем, легенды мы можем создавать и сами. Недаром на перилах этого моста едва ли не самое большое количество символических «замков счастья», которые вешают молодожёны.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.