Петербуржцы сразу же полюбили миниатюрный город. Каждый день к нему выстраивалась очередь их желающих пофотографироваться на фоне десяти бронзовых скульптур. За полтора года с мини-городом произошли серьезные изменения: вандалы сломали кресты на соборах и оторвали верхний слой с некоторых частей композиции, со скульптур слезла краска, у них грязный и неопрятный вид, скульптуры разрушаются.
Как в Европе
Летом 2011-го «Газпром» подарил нашему городу бронзовую композицию «Мини-город». Тенденция создания подобных скульптур пришла к нам из Европы, поэтому проект размещен в самом европейском городе России – Петербурге. Свои мини-города уже есть во Франции, Италии, Великобритании и Германии, где они пользуются большой популярностью и прибавляют каждому городу статусности. Это излюбленное место не только коренных жителей, но и туристов. Кроме того, во всех городах Европы были созданы специальные комиссии, ответственные за эти композиции.
Комитет по благоустройству Петербурга так и не смог решить, какой организации поручить мини-город. В итоге чиновники решили, что мини-Петербург не имеет никакой культурной ценности, следовательно, присматривать за ним вовсе необязательно: «Не надо создавать проблему из ничего, - говорит пресс-секретарь Комитета Елена Комарова, - с мини-городом все в полном порядке. Да, в первое время после его открытия было несколько случаев вандализма, но это уже в прошлом».
«Никто не хочет ни за что отвечать»
Автор композиции, московский скульптор Александр Таратынов, не разделяет мнения чиновников. «Обидно, что многие газеты писали о никчемности этого проекта, - делится скульптор. - Я изначально настаивал на ограждении территории и всех объектов оградой, но этого до сих пор не произошло. Самое печальное, что до сих пор нет хозяина объекта и соответственно никто ни за что не отвечает. Такая ситуация со временем может привести к утрате объекта, как это уже произошло с памятником Шемякина. Объект должен работать как туристический, со своей программой, должен развиваться и приносить городу пользу. Но пока этим никто конкретно не займется, он будет потихоньку разрушаться». Александр несколько раз обращался в различные инстанции, в том числе и к губернатору, но ответа так и не получил.
Недавно проблемой занялся депутат Законодательного собрания Петербурга Александр Кобринский. Депутат отправил губернатору города Георгию Полтавченко официальный запрос, в котором попросил губернатора найти мини-городу хозяина, ответственного за его содержание и реставрацию: «На примере мини-города мы видим полнейшую расточительность петербургских властей, - возмущен Кобринский, - никто не хочет ни за что отвечать. Как можно вообще говорить о том, что композиция не имеет культурной ценности? Такой современный и интересный проект, как мини-город, высоко ценится в Брюсселе, Гамбурге, Барселоне, Гааге. Это абсолютно новое слово в искусстве и архитектуре, это необычно и красиво».
Город останется без подарков
Садово-парковое предприятие «Центральное» несет ответственность лишь за территорию Александровского парка, на которой находится мини-город, но не за саму композицию: «Там работает только видеокамера, - рассказывает директор предприятия Анатолий Шалыга, - конкретного хозяина у композиции пока нет. Ее владелец – город». По словам Анатолия Шалыги, недостающие компоненты проекта будут возвращены с реставрации к 1-му мая – в этот день планируется открытие композиции после зимнего перерыва. Будут ли отправлены на реставрацию разрушающиеся здания мини-города – неизвестно.
По мнению Александра Кобринского, другие страны перестанут делать Петербургу подарки: они посмотрят, как обратились с подарком «Газпрома» и сделают выводы: престиж Петербурга сразу упадет в их глазах: «У композиции сейчас плачевный вид, - заявляет депутат, - на нее больно смотреть и демонстрировать туристам. А ведь все петербуржцы полюбили мини-город! Теперь же он разрушается, вандалы ломают его, охраны никакой нет, а несколько зданий слишком долго находятся на реставрации. Это возмутительно! Если такая тенденция продолжится и в дальнейшем, Петербург через несколько лет будет не узнать».