Московский фотограф Татьяна Блинова решила соединить, казалось бы, несовместимые вещи – классическое искусство и современную фотографию. Татьяна создала необычные коллажи, используя картины известных художников и собственные неудачные снимки. Фрагменты идеально дополнили друг друга и придали великим картинам совершенно новый смысл: например, сюжет снятия Иисуса с креста с картины ванн дер Вейдена оказался помещен на задний двор бара, а старуху с зеркалом на холсте Гойи заменила статуя.
Коллажи вызвали большой ажиотаж в обществе – работа фотографа получила как похвалу, так и долю критики. Сама Татьяна обсуждения не боится: она довольна созданным проектом.
«Подобное взаимодействие по накалу кажется конфликтом, - объясняет она. – Но если присмотреться, то классическое искусство легче дышит от соприкосновения с моментальной фотографией».
Искусство в мусорном баке
Как любой творческий человек, молодой фотограф Татьяна Блинова любит путешествовать. Однажды девушка прогуливалась по каналу Сен-Мартен в Париже и увидела на стене дома шедевр уличного искусства – принт по мотивам картины Теодора Шассерио «Две сестры».
«Меня потрясло, какое изящество передавали две хрупкие девы в платьях цвета молодого красного вина на облупившейся зеленой стене технической постройки», - признается Татьяна. Фотограф решила запечатлеть увиденное, но кадр не получился: в то время солнце уже заходило, и вспышка исказила цвета принта. Татьяна отнесла фото к неудавшимся снимкам.
Через несколько дней, снова гуляя по Парижу, Татьяна заметила в пластмассовом контейнере для мусора два толстых переплета.
«Следы жизнедеятельности человека в наши дни отчетливо вплелись даже в самые отдаленные пейзажи, - объясняет фотограф. – Для меня мусорка всегда была источником вдохновения и, проходя мимо уличных урн, я внимательно в них заглядываю».
Интуиция не подвела фотографа. При ближайшем рассмотрении выброшенные книги оказались Словарем Искусств. Перелистывая страницы, девушка стала размышлять, что делать с находкой – оставить на прежнем месте или переработать в папье-маше для фотоосновы. Внезапно Татьяна наткнулась на репродукцию картины, принт которой видела на стене здания – «Две сестры».
Фотограф удивилась совпадению и заметила, что репродукция в книге и фотография принта на стене совпадают по масштабу. Татьяна решила поэкспериментировать и совместила два изображения: вместо двух сестер получились три, как у Чехова. Блинова не стала останавливаться на достигнутом. Фотограф листала словарь, сопоставляя репродукции со своими снимками, которые по разным причинам казались Татьяне композиционно неточными, неудавшимися.
Соединила несопоставимое
«Рифмы волшебным образом находились, - вспоминает автор коллажей. – Такие разные стихии гармонично влились одна в другую. Статуя на снимке и старуха на картине Франсиско Гойи «Время» удивительно взаимопроникли! Сюжет Рогира ван дер Вейдена, перенесенный на задний двор парижского бара - пример того, как контекст меняет смысл. Поллок с чайками амстердамского побережья - здесь рифма графическая. Где-то было интересно сопоставить фактуры, где-то сталкивались смыслы. А где-то просто хотелось пошутить».
Татьяна Блинова смело соединяла картины с фотографиями. Христа с картины ван дер Вейдена Татьяна перенесла на двор французского бара, рядом с цунами на картине японского художника Хокусая поместила серфингиста, а к старухе с картины Гойи присоединила изображение оленя, назвав коллаж «Селфи с олененком». Всего у Татьяны получилось тридцать коллажей, которые фотограф оформила в виде книги. Свой проект Блинова назвала по первоисточнику – «Словарь Искусств» (Dictionnaire Des Arts).
Новое дыхание для картин
Работы Блиновой взяли приз зрительских симпатий на конкурсе фотокниг во Франции. Теперь книга коллажей совершает тур по Европе. А выставка проекта приехала в Петербург.
Коллажи Блиновой вызвали волну критики. Церковь возмутилась соединением библейского сюжета с обстановкой бара, а консерваторы – сочетанием великого искусства с неудавшимися снимками. Однако большинство творческих деятелей дало коллажам Блиновой положительную оценку.
«У Татьяны картины великих людей приобрели новое дыхание, - считает петербургский искусствовед Ольга Олейникова. – Это совершенно новый продукт. Его нельзя сравнивать с классическим искусством. Цель фотографа была – показать движение, энергию, столкнув вечное с сиюминутным. На мой взгляд, у нее это прекрасно получилось».
Сама Татьяна Блинова также довольна результатом. «Я люблю в этом проекте все, - заявляет фотограф. – Красота прокралась и на оборотную сторону моих коллажей. Красота непредумышленная, созданная случайно, лишенная усмешки разума. От этого она кажется мне еще более ценной».
Увидеть выставку коллажей Татьяны Блиновой Dictionnaire Des Arts можно совершенно бесплатно в выставочном пространстве ФотоДепартамент по адресу: ул. Восстания, д. 24, с 12 до 20 часов.