Примерное время чтения: 4 минуты
2497

Ацтеки вместо майя. Вокруг доски Кнорозову в Петербурге разгорелся скандал

Гениальный ученый расшифровал письменность древнего народа, сидя в кабинете.
Гениальный ученый расшифровал письменность древнего народа, сидя в кабинете. Public Domain

К 100-летию со дня рождения ученого Юрия Кнорозова, расшифровавшему письменность майя, в Петербурге установили мемориальную доску. Ее автором стал бурятский скульптор Вячеслав Бухаев. На табличке изображен портрет Юрия Валентиновича на фоне, как изначально предполагалось, календаря майя. Однако выяснилось, что на это ацтекский Камень Солнца. О конфузе - в материале spb.aif.ru.

Не те индейцы

Цивилизация майя существовала в период с XX века до н.э. по III век н. э. на территории нынешней Мексики. Географически ацтеки находились там же, но жили намного позже, в XIV—XVI веках.

Очевидно, табличку при согласовании даже не показывали филологам. Фото: Министерство культуры Республики Бурятия

Открыли мемориальную доску 19 ноября на фасаде дома №10, на Гранитной улице. Здесь ученый прожил 33 года, с 1959-го по 1992-й. 

Разглядев ацтекские атрибуты, общественность возмутилась.

«Люди, это что?! Это же ацтекский диск, мы его в Национальном музее антропологии Мехико созерцали. Какие ацтеки? Кнорозов письменность майя расшифровывал. Или я что-то не понимаю?» - возмутилась российский испанист, литературовед и искусствовед Татьяна Пигарева.

«Понятно, что именно эта картинка выходит первой в Интернете при поиске «Календарь майя». И точно так же ошиблись дизайнеры из журнала «ЮНЕСКО». Но одно дело - журнал (напечатали и забыли), а другое дело  - доска на доме», - обсуждают пользователи в соцсетях.

Кто проворонил?

Еще один немаловажный момент, который вызывает вопросы. Почему проект не скорректировали на этапе разработки? Ведь размещение мемориальной доски должно проходить через согласование Министерства культуры. Говорят, родственники Юрия Кнорозова лично утверждали работу художника.

Вячеслав Бухаев - известный бурятский скульптор, действительный член Российской Академии Художеств, народный художник Бурятии. Сейчас живёт в Санкт-Петербурге. Известен своим памятником Анне Ахматовой, скульптурой «Чижик-Пыжик», мемориалом «Партизанская слава» и многими другими работами.

«Композиция представляет из себя стеклянный портрет, как бы символ из XXI века к прошлому на фоне этого календаря ацтеков майя, этой древности», – сообщили нашим коллегам из bur.aif.ru в пресс-службе минкульта Бурятии.

А вот в администрации Северной столицы ситуацию никак не комментируют.

На запятные внимания не обращаем?

В Учебно-научном Мезоамериканском центре им. Ю.В. Кнорозова при РГГУ инцидент не оставили без внимания. Ведущий специалист Дмитрий Беляев заявил, что с таким же успехом автор работы мог изобразить ученого на фоне китайских или египетских иероглифов. Или даже использовать «письмена майя» из киновселенной Индианы Джонса. 

«К сожалению, то, о чем я писал неделю назад, воплотилось в жизнь. 19 ноября, в день 100-летия со дня рождения Юрия Кнорозова, в Петербурге, на фасаде дома по Гранитной улице, 10, все-таки установили мемориальную доску, на которой ученый, дешифровавший письмо майя, изображен на фоне Камня Солнца - монумента ацтеков. На мелочи типа отсутствия выделения причастного оборота «раскрывший миру тайну письменности майя» запятыми, внимания уже и не обращаем.

А вот 17 ноября в Кунсткамере представили проект мемориальной доски, которая будет установлена весной 2023 года на фасаде здания музея. И почему-то тут никакого суперкреатива не видно. Доска совершенно нормальная. Центральное поле с текстом по периметру обрамлено знаками майя в легко узнаваемом стиле. Это прорисовки самого Юрия Кнорозова, взятые из его первой монографической публикации «Система письма древних майя» (у Юрия Валентиновича была своя особая манера перерисовки иероглифов вручную). Очевидно, разработчик дизайна с какой-то стати решил проконсультироваться с сотрудниками Кунсткамеры», - иронизирует Дмитрий Беляев.

Ранее в центре скандала в Петербурге оказалась мемориальная доска финскому маршалу Карлу Маннергейму. Власти Петербурга были вынуждены демонтировать ее с фасада здания на Захарьевской улице из-за нескольких эпизодов вандализма - табличку обливали краской и пытались разбить ее топором. В итоге в Смольном приняли решение перенести объект во двор музея Ратная палата в Царском Селе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах