aif.ru counter
4022

Борьба с кровью и скукой. Пять актов вандализма в идеологических целях

Не утихает дискуссия вокруг произошедшего 14 августа акта вандализма в «Манеже», где православные активисты устроили настоящий погром. Генпрокуратура ведёт проверку, а президент Союза музеев России, глава Эрмитажа Михаил Пиотровский выступил с обращением, где предложил музеям срочно провести учения по защите режима работы экспозиций.

Между тем, произведения мирового искусства часто становились жертвами по идеологическим соображениям. SPB.AIF.RU вспомнил ряд таких случаев.

Борьба с «культом личности»

Удивительно, но одним из самых известных вандалов Российской империи стал царь Павел I. Известно неприязненное отношение монарха к своей матери Екатерине II. После смерти великой императрицы Павел развернул целую войну против её культурного наследия. Жертвами пали некоторые павильоны Царского села (например, беседка на Розовом поле). А знаменитые Екатерининский дворец в Лефортове, Английский в Петергофе и Таврический в Санкт-Петербурге были переоборудованы в казармы.

«На развалины великолепного Таврического дворца взглянул я со вздохом, - писал очевидец. – Видал обломанные колонны, облупленные пальмы… а в огромном зале с колоннадой, украшенном барельефами и живописью, где прежде царствовали утехи, пышность и блеск, … - что бы вы думали теперь? Дымящийся лошадиный навоз».

Объяснял свой вандализм Павел Петрович «борьбой с культом личности» покойной матушки.

Борьба с кровью

Это произошло в Москве, в Третьяковской галерее, 13 января 1913 года. Молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» напал с ножом на знаменитую картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». На полотне осталось три глубоких пореза – на лицах Грозного и царевича. Репин был в отчаянии, он считал, что произведение безвозвратно утеряно. Однако талантливейшие реставраторы Игорь Грабарь и Дмитрий Богословский вернули его к жизни.

Кстати, совершаются идеологические покушения на полотно и сегодня. Правда, без актов вандализма. Так, в 2013 году группа историков обратилась к министру культуры России Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из экспозиции галереи как «мерзкую, клеветническую и ложную». Известно, что Царь Иоанн не убивал своего сына.

Борьба с дискриминацией

В 1914 году жертвой радикально настроенной активистки стала ни в чём не повинная «Венера с зеркалом» кисти Диего Веласкеса. Нападение на картину произошло в Лондонской национальной галерее. Некая мисс Мэри Ричардсон взяла топор для мяса и несколько раз ударила по полотну. Как оказалось, она принадлежала к движению суфражисток, выступающих за предоставление женщинам избирательных прав. Таким образом она выразила отношение к аресту лидера движения Эммелин Панкхерст днём ранее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологической истории в виде протеста против того, как государство пытается уничтожить миссис Панкхерст, женщину с самым доблестным характером в современной истории».

Словом, позже она добавила также, что её раздражало «как мужчины пялятся на обнажённую Венеру». Картина XVII века полностью отреставрирована и возвращена в галерею.

«Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. Фото: Commons.wikimedia.org

Борьба со старением

Три года назад в испанском городке Борха произошёл беспрецедентный случай. 80-летняя прихожанка местной церкви разрисовала уникальную фреску Элиаса Гарсиа Мартинеса - «Ecco Homo» XIX века, изображающую Христа. Интересно, что бабушкой двигали самые добрые побуждения. Она решила, что фреска слишком постарела, краска выцвела, внешний вид ухудшился, поэтому решила самостоятельно отреставрировать её.

Получившееся в итоге произведение, конечно, ничего общего с оригиналом не имело, а в народе быстро приобрело новое название «Пушистый Иисус» - из-за сходства Сына Божьего с мохнатой обезьянкой.

Власти городка собирались очистить испорченное произведение искусства от слоя чужеродной краски, однако история получила неожиданный поворот. Портрет стал таким популярным, что сейчас толпы туристов специально едут в Борхо, чтобы увидеть фреску, а церковь зарабатывает на новой достопримечательности немалые деньги. Теперь престарелая художница хочет через суд добиться у священников своей доли.

Фреска Ecce Homo до и после любительской реставрации Фото: Commons.wikimedia.org/ Sealle

Борьба со скукой

Неизвестный до этого способ борьбы с бездарностью и скукой в искусстве придумал канадский видеопродюсер Джубал Браун. Перед соприкосновением «с прекрасным» мужчина наедался желатина, а также пищевого красителя, а потом вызывал у себя рвоту прямо в здании музея рядом с «приглянувшимся» предметом искусства. Таким образом он раскрасил красным картину «Порт в Гавре» Рауля Дюфи в 1996 году.

Позже уже синие «мазки» он нанёс на полотно Мондриана «Композиция с красным и синим», хранящееся в нью-йоркском МоМА. К счастью, обе работы существенно не пострадали. А от ответственности вандал ушёл, убедив музейных работников в том, что его действия были непреднамеренными. Однако позже Браун всё-таки сознался, что ему хотелось «как-то разнообразить картины».

«Порт в Гавре» Рауля Дюфи Фото: Commons.wikimedia.org
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах