В эти дни в Эрмитаже проходит выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». На ней представлено 109 полотен из главного музея Петербурга и 31 - из московского Музея изобразительных искусств им. Пушкина.
Покупали «отверженных»?
Все - шедевры, однако особое внимание приковано к картинам импрессионистов. Прославленным работам Моне, Ренуара, Сезанна, Матисса. Братья Морозовы были их многолетними почитателями, активно приобретали картины, создав в итоге уникальную коллекцию. История распорядилась так, что собрание оказалось разделено между двумя столицами. И только сейчас, спустя 70 лет, в залах Главного штаба ненадолго объединилось вновь. Какова же судьба прославленных полотен? Как в Зимнем дворце появилась одна из богатейших в мире коллекций представителей «новой Франции»? И почему возле ряда картин установлены таблички: «Из собрания» Щукина, Морозова, Елисеевых?
Сегодня в Эрмитаже находится 250 полотен импрессионистов и их последователей. Важную часть занимает коллекция, собранная на рубеже XIX-XX веков двумя русскими меценатами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым. Покупать полотна они начали еще в то время, когда представителей этой школы в обществе называли «отверженными», а их авторы прозябали в бедности. Само слово «импрессионизм» родилось, когда появилась работа Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleil levant»). Выставка, где она экспонировалась, провалилась. Ничего не продавалось. Критики в пух и прах разругали «мазню», а один из журналистов насмешливо пародировал название, обыгрывая слово «импрессион». Так за бунтарями закрепился термин «импрессионизм».
Помог выбраться из нищеты
Несмотря на то что широкая публика не желала понимать такую живопись, русские купцы смогли предугадать, какую роль сыграют импрессионисты в истории искусства. С Анри Матиссом, например, Щукин познакомился еще в 1905 г. на выставке в Париже и с тех пор оставался его неизменным покупателем. В 1910 г., помогая молодому художнику выбраться из нищеты, он заказал Матиссу для своего московского особняка два четырехметровых панно «Танец» и «Музыка». Правда, увидев выполненные работы и реакцию публики, Сергей Иванович едва от них не отказался, но затем все же приобрел. Сегодня эти картины - одни из самых узнаваемых и дорогих в мире - находятся в Эрмитаже. А всего там хранится 37 полотен мастера.
У мецената, чей род начинался от крепостных, был прекрасный вкус. Пикассо и Матисс вспоминали, что, едва зайдя в студию, Щукин моментально подмечал самые удачные работы. В итоге в его коллекции появились знаменитые «Портрет Жанны Самари» и «Девушки в черном» Ренуара, «Стог сена» и «Бульвар Капуцинок» Моне, картины Писсарро, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Пикассо. Сам он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, - покупай ее».
Сильное влияние оказал Щукин и на братьев Морозовых, тоже страстных собирателей русского и западного искусства. Особенно сдружился с Иваном. Молодой преуспевающий промышленник тоже увлекался французским авангардом. И хотя Иван был на 17 лет моложе Щукина, их взгляды совпадали. Однако соперниками они не были, напротив, их коллекции во многом дополняли друг друга. Именно Морозова заинтересовали яркие полотна Гогена, написанные на Таити, - «Пейзаж с павлином», «Женщина, держащая плод», «Чудесный источник». Позднее в его доме на Пречистенке появились и картины Ван Гога: «Пейзаж в Овере после дождя», «Красные виноградники в Арле», «Прогулка заключенных».
К 1917 году уникальная коллекция Щукина насчитывала 225 работ и давала полное представление о развитии французской живописи с 1870-х годов до кубизма. В собрании Морозова к этому моменту находилось 135 картин и скульптур самого высокого достоинства. Но грянула революция. Большевики национализировали все эти богатства. Незавидной была участь и самих хозяев. После революции Сергей Щукин покинул Россию. Он скончался в Париже в 1936 году в возрасте 81 года, так никогда больше не увидев собранных полотен. Иван Морозов какое-то время работал в одном из музеев Москве. По иронии судьбы ему поручили составить каталог своей бывшей коллекции. Последним его пристанищем стала Чехословакия, где он умер в 1921 году. Ему было 50 лет.
«Рассадник упаднических взглядов»
Непростой путь пришлось пройти и самим картинам. В 1928 году на основе этих коллекций в Москве создали Музей нового западного искусства. Шедевры, так прозорливо приобретенные меценатами, были открыты для широкой публики. В 1930-е годы 79 произведений из собрания Щукина получил и Эрмитаж. Однако затем позиция советской власти по отношению к музеям и новаторству резко изменилась. Началась борьба с формализмом в искусстве, куда зачислили и импрессионизм. Музей в Москве был объявлен «рассадником упаднических взглядов» и в марте 1948-го ликвидирован. Но куда девать экспонаты? По воспоминаниям Натальи Семеновой, историка и биографа С. Щукина, часть ушла в запасники, а часть - в Эрмитаж.
Делали это так поспешно, что отправляли прямо с рамами. Что-то пытались продать. Для торгов отобрали 70 полотен, но покупателей не нашли. В итоге и эта партия оказалась в Ленинграде. В третий раз большую и лучшую часть собраний ГМНЗИ Эрмитаж получил, как утверждают очевидцы событий, из-за элементарной трусости чиновников от культуры. Побоявшись держать «близко от Кремля» формалистические шедевры Пикассо и Матисса, те отослали их подальше - на берега Невы. И теперь Эрмитаж уже более 70 лет является обладателем лучшего в мире собрания работ импрессионистов.
История, однако, на этом не закончилась. Спустя годы руководство Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина попыталось вернуть часть коллекции. В 2013-м его руководитель Ирина Антонова даже подняла этот вопрос на прямой линии с Владимиром Путиным. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский резко высказался против такой позиции. Восстали и петербуржцы. Под петицией против переезда Ренуара, Дега и Сезанна подписались свыше 34 тыс. человек.
Сейчас проблема снята. На самом высоком уровне подтвердили, что «все останется на своих местах», и выставка, которая нынче открыта в Эрмитаже, - лучшее тому подтверждение. Она будет проходить в Главном штабе до 6 октября.