12 июля 1783 года императрица Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». С этого началась история Мариинского театра в Петербурге. А 14 октября (2 октября по старому стилю) 1860 года он открылся оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».
Его подмостки помнят величайших певцов, танцовщиков, композиторов и дирижеров. В течение нескольких веков Мариинка приводила в восторг зрителей, которые и по сей день раскупают билеты на постановки на несколько месяцев вперед.
SPB.AIF.RU рассказывает, как театр, полностью уничтоженный пламенем, обрел вторую жизнь.
Пожар за пожаром
Прародителем современной Мариинки является Большой Каменный театр, который был построен по приказу императрицы Екатерины II. Возведение здания, спроектированного архитектором Антонио Ринальди, было закончено в 1783 году. Большой Каменный стал украшением Петербурга. Здание соответствовало всем требованиям того времени.
После объявления набора в труппу театра в Петербург съезжались лучшие представители оперы и балета. Выступления русских танцовщиков чередовались с гастролями итальянских и французских артистов. На громадной сцене проходили драматические спектакли и музыкальные вечера.
Первое время в репертуаре были, в основном, итальянские оперы, но потом стали появляться и произведения русских композиторов: «Орфей» и «Ямщики на подставе» Е.Фомина, «Мельник – колдун, обманщик и сват» М.Соколовского, «Несчастье от кареты» В.Пашкевича. В это время шло формирование русской школы исполнения оперы и балета. К началу XIX века театр начал играть значительную роль в культурной жизни столицы. Оперная и балетная труппа стали самостоятельными коллективами, а в 1803 году драматическая труппа отделилась от музыкальных. Знаковым для русского музыкального искусства стал 1836 год. Из Каменного театра драматическая труппа переехала в Александринский. Оперно-балетная получила самостоятельность и была признана одной из лучших в Европе.
Привычка ездить в оперу
Серьезный пожар в новогоднюю ночь с 1810 на 1811 год надолго прервал театральную жизнь Петербурга. Огонь свирепствовал более двух дней, все внутреннее убранство театра было уничтожено до основания. На семь долгих лет Большой Каменный театр закрылся. К тому времени у высшего света столицы уже вошло в привычку «ездить в оперу», поэтому были потрачены немалые средства на восстановление здания. А другой сильный пожар по воле случая дал жизнь современному Мариинскому театру.
Так уж случилось, что на другой стороне Театральной площади располагался Театр-цирк, который в 1859 году также был полностью уничтожен пламенем. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Мариинка была также возведена с учетом всех современных требований, но на этот раз строители подумали и об акустике. Под полом оркестровой ямы был постелен толстый слой битого хрусталя. Это придало оркестру дополнительное «серебряное» звучание. Лучшими местами для оперы считался третий ярус, так как акустическая волна направлена именно туда. Наслаждаться балетом же было лучше из бельэтажа - там зрителям никто не мешал, а близость к сцене позволяла рассмотреть все нюансы танца.
Мариинский театр отличался не только огромной и удобной сценой. Там была роскошная золотая лепнина, зал украшала громадная бронзовая люстра.
Лучше и удобнее
14 октября 1860 года в Мариинке открылся первый театральный сезон. Опера Глинки «Жизнь за царя» в новых стенах поразила зрителей. Она уже ставилась на петербургских подмостках, но уникальная акустика нового театра не оставила никого равнодушным.
Мариинский театр на протяжении второй половины XIX века регулярно реконструировался. Там пристраивали корпус для театральных мастерских и репетиционных залов, деревянные стропила заменялись стальными и железобетонными, расширялись зрительские фойе. Эти изменения делали и без того идеальный со всех точек зрения театр еще лучше и удобнее.
В начале XX века репертуар театра был насыщен выдающимися произведениями отечественных и европейских композиторов. Среди русских произведений: «Каменный гость» и «Русалка» А.Даргомыжского, «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила» А.Серова, «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже» и другие произведения Н.Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Демон» А.Рубинштейна, все оперы П.Чайковского (на премьере «Чародейки» в 1887 дирижировал сам автор). Из европейских композиторов: «Пророк» Дж.Мейербера, «Кармен» Ж.Бизе, «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно, «Мефистофель» А.Бойто, «Манон» Ж.Массне, несколько опер Дж.Верди, оперы Р.Вагнера, среди которых выделяется постановка всей тетралогии «Кольцо нибелунга».
От ГАТОБ до Кирова
В 1917 году петербургский театр был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР. Первое время Мариинку начали называть ГАТОБ, это сокращение от названия «Государственный академический театр оперы и балета». Но после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова в 1935 году, театру было присвоено имя этого революционера. И на долгие годы Мариинский театр стал Кировским.
Наряду с классикой прошлого века на сцене театра в 1920-е – начале 1930-х годов появляются современные оперы – «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Воццек» Альбана Берга, «Саломея» и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса. Рождаются балеты, утверждающие популярное в течение десятилетий новое хореографическое направление, так называемый драмбалет – «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких постановок. Но уже в 1944 году труппа возвратилась в Ленинград. За время блокады в здание на Театральной площади попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года оно было уже восстановлено. Удивительный факт, тот военный сезон открылся оперой «Иван Сусанин» - той самой, с которой началась история Мариинки в 1860 году. Смена названия с «Жизни за царя» было обусловлено изменением общественно-политического строя.
В 1950 - 1970-е годы в Кировском было поставлено множество знаменитых балетов, таких как «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в хореографии Игоря Бельского. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась балетная классика. В оперном репертуаре наряду с Чайковским, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Верди, Бизе появились оперы Прокофьева, Дзержинского, Шапорина, Хренникова.
Новые гении
В 1980-е годы были поставлены оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Их осуществил возглавивший театр в 1976 году Юрий Темирканов. В этих постановках, которые до сих пор сохраняются в репертуаре театра, заявило о себе новое поколение артистов.
В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский. А 2 мая 2013 года произошло историческое событие - была открыта Вторая сцена Мариинки. Зал на две тысячи мест был создан по традиционной многоярусной модели, включая царскую ложу, и отделан акустически комфортными породами дерева. Поначалу новое здание вызывало немало критических откликов у петербуржцев, однако, сегодня билеты в оба зала раскупаются на месяцы вперед.
Можно не сомневаться, что Мариинский театр откроет миру еще множество талантов. Ведь здесь выступали Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Галина Уланова. Первые шаги делали Вацлав Нижинский, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин. Для Мариинского театра творили Чайковский и Глинка. Эти стены созданы для того, чтобы рождать гениев.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.