В Петербурге состоялась мировая премьера мюзикла «Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу». Спектакль поставлен по мотивам романа французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта. Главный герой – Оскар – десятилетний мальчик, умирающий от рака, жить которому осталось 12 дней. Он пишет богу о грустных и забавных событиях больничной жизни. Постановщики рискнули рассказать философскую притчу языком мюзикла. В главных ролях – глухие артисты: Илья Мельников и Виктория Барышникова. Эрик-Эммануэль Шмитт специально прилетел в Россию, чтобы присутствовать на премьере.
«Музыка – это тоже философия»
Эрик-Эммануэль Шмитт не принимал участия в постановке и не видел её до премьеры. Пожалуй, главный вопрос, который волновал всех: как отнесётся автор к идее сделать из романа трагикомический мюзикл?
Исполнители главных ролей – Илья Мельников и Виктория Барышникова – из московского театра слабослышащих «Недослов». Впервые в России глухие артисты вышли на большую музыкальную сцену. Ради постановки остальные актёры учились жестовому пению. Танцы также поставлены на жестовом языке. Идея пригласить особенных артистов принадлежит продюсеру мюзикла Ирине Афанасьевой. Для неё тема с особенными детьми – очень личная. Сын Ирины – аутист.
«Дети не должны болеть»
Как признался Эрик-Эммануэль Шмитт, к русскому театру у него особое отношение. Поэтому он с радостью приехал на премьеру.
«Начиная с первого раза, как я побывал в России, я был очарован, как русские организуют театр, как играют в театре, – говорит автор романа. – У меня такое впечатление, что в России, когда поднимаются на сцену, играют так, будто театр завтра сгорит. И я так же пишу, думая о том, что это мой последний текст. Толстой, великий русский писатель, говорил: «Проживайте день так, как будто он последний». Я же в «Оскаре» говорю: «живите каждый день, как будто он первый». Но на самом деле это одно и то же».
Мюзикл готовили два года. Он стал рекордным по числу персонажей – к стандартному количеству актёров добавились слабослышащие и два десятка юных танцоров. По словам продюсера, работать с произведением было на удивление легко.
«Когда мы делали «Мастера и Маргариту», булгаковская мистика преследовала нас на каждом шагу: происходили затопления, пожары, из касс пропадали билеты, – вспоминает Ирина Афанасьева. – «Оскар и Розовая дама» – уникальное произведение. Во время подготовки спектакля у нас родилось четыре ребёнка и еще три оказались в проекте. А работать со слабослышащими актёрами на удивление оказалось приятно. Вы не представляете, какие они талантливые, правдивые, искренние».
По словам Ирины Афанасьевой, у мюзикла особая миссия – обратить внимание общества на глухих и слабослышащих. Для особенных детей и взрослых организаторы приготовили бесплатные билеты. Поэтому объединить мир слышащих и глухих получится не только на сцене, но и в зале.
«То, что Пегги и Оскара играют слабослышащие актёры, полностью совпадает с философией произведения, – отмечает Эрик-Эммануэль Шмитт. – Потому, что Оскар – больной ребенок. Часто мы не переносим этой особенности. Нам кажется, что дети не должны болеть. И именно мы, взрослые, ошибаемся, когда видим сначала болезнь, а потом уже ребёнка. Он прежде всего ребёнок, а потом уже больной. Это очень хорошая идея».