Библиотеку учредила в 1795 году Екатерина Великая, а 27 мая 1995 года по указу первого президента России Бориса Ельцина дату основания первой государственной общедоступной библиотеки страны стали отмечать как общероссийский День библиотек.
В Главном здании РНБ на Садовой улице, 18 в честь этого события были проведены XXV научные чтения «Книжные редкости Российской национальной библиотеки», которые начались с презентации «Путеводителя по фондам отдела редких книг РНБ». В этом отделе хранится самая большая в России и одна из крупнейших в мире коллекция инкунабулов (около 7 тысяч) - западноевропейских первопечатных книг второй половины XV века. Иллюстрированное издание путеводителя, вышедшее тиражом 1000 экземпляров, - своего рода учебник по истории книги.
Выступившие на научных чтениях сотрудники библиотеки обратили внимание на символичное совпадение – свой юбилей РНБ встречает в Год литературы. «Инициативы, связанные с «календарной» тематикой, вне зависимости от того, поступают ли они «сверху» или «снизу», изначально воспринимаются как установка на некое праздничное торжество. Таковы, например, биографические «юбилейные даты», таковы «красные дни в календаре», исторически соотнесенные с какими-то знаменательными событиями. Неизбежным потому в разговоре о «Годе литературы» будет вопрос: «Что празднуем?» - прокомментировал корреспонденту SPB.AIF.RU старший научный сотрудник лтдела межбиблиотечного взаимодействия РНБ Юрий Зобнин. - Этот неизбежный вопрос сразу же раскрывает объявленный в нынешнем, 2015 году, в России «Год литературы» как проблему, ибо ничего собственно «праздничного» размышления о состоянии отечественной словесности, как правило, не несут. Напротив, все свидетельствует о несомненном упадке российской литературной жизни, возникшем в эпоху крушения СССР и не только не преодоленном за минувшие четверть века на общественном уровне, но и искусственно осложненном в постсоветский период действиями государственных институтов, отвечающих за образование и культуру. Если говорить об общественной стороне кризиса, постигшего русскую литературу на рубеже XX–XXI вв., то речь пойдет о массовой утрате интереса россиян к новейшему литературному процессу. Что же касается сферы образования, то тенденция, сложившаяся в «постсоветской» руководящей методике очевидна –– неуклонное сокращение часов на изучение литературы в средней и фактическая ликвидация литературы как общегуманитарной дисциплины в высшей школе. Даже на филологических факультетах роль курсов по истории русской и зарубежной литературы заметно снижается. Да, эта «война с литературой», развернутая на федеральном уровне, является деянием искусственным, волюнтаристским, вызывающим заметный общественный протест».