В петербургском Музее Фаберже 3 февраля открывается первая в России ретроспектива картин одной из самых эпатажных художниц в истории, мастера сюрреализма – Фриды Кало. Выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» поистине уникальна: на ней представлены 35 работ мексиканской художницы, в число которых вошли «Автопортрет с обезьянкой», «Сломанная колонна», «Несколько царапин» и другие известные картины.
Чтобы своими глазами увидеть эти работы, в Северную столицу съедутся люди из разных городов России: уже в конце апреля экспозиция покинет нашу страну и вернется в Мексику.
«Фрида Кало – великая женщина, символ феминистских движений всего мира и интересная личность, – подчеркнул директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. – Эта выставка – не демонстрация картин, а демонстрация силы воли человека, иллюстрация жизни».
«Мы собрали все, что можно»
Выставка работ Фриды Кало в Петербурге – большое событие для ценителей искусства. До этого момента картины мексиканской художницы никогда не экспонировались в России в таком количестве. Впервые творчество Кало представили в 2015 году в Эрмитаже, но тогда в Северную столицу приехала единственная картина – «Автопортрет с обезьянкой». На выставке в Музее Фаберже представлены 35 картин художницы, а также фотографии Фриды Кало и ее окружения. На то, чтобы собрать эти экспонаты, у организаторов ушел целый год.
«Технически собрать выставку было очень сложно, - признался Владимир Воронченко. – Основная часть картин находится в Фонде Фриды Кало. Ее творчество объявлено национальным достоянием и не может перемещаться не только за границу Мексики, но и даже в пределах Мехико. Мы собрали все, что можно вывозить за пределы страны. По мексиканским правилам, перемещать можно только по 10 картин под наблюдением сопровождающего, поэтому картины попали сюда на четырех самолетах. Мы не отбирали ее работы для выставки – мы собрали все, что можно».
Из-за строгих мексиканских порядков в Россию не попал целый ряд культовых работ художницы. Среди них – ее знаменитый гипсовый корсет, на котором Фрида Кало нарисовала серп и молот (на протяжении своей жизни она придерживалась коммунистических взглядов – прим.).
Страдание на холсте
По 35 картинам, представленным публике, можно проследить всю жизнь Фриды. Художнице выпала непростая судьба. Из-за перенесенного в детстве полиомиелита одна ее нога иссушилась и стала короче другой, а в юности Кало попала в страшную аварию, в результате которой получила серьезные травмы – многочисленные переломы костей и повреждения внутренних органов и позвоночника. Из-за этого художница была вынуждена всю жизнь ходить в металлических и гипсовых корсетах. Именно после аварии прикованная к постели Кало и начала рисовать. Художница так и не смогла стать счастливой. Ее муж Диего Ривера, который был на 20 лет старше Фриды, постоянно изменял жене: среди любовниц ветреника была даже родная сестра Кало. Все три попытки художницы родить ребенка закончились выкидышами. За свою жизнь она перенесла 32 тяжелейших операции, а за год до смерти художнице ампутировали ногу. Фриды Кало не стало в возрасте 47 лет.
Все страдания художницы нашли отражение в ее творчестве. Главные темы картин Фриды Кало – ее инвалидность, сложные отношения с мужем и невозможность иметь детей. Так, после потери ребенка она написала картину «Больница Генри Форда», на которой изобразила себя после выкидыша. Когда Ривера в очередной раз изменил художнице, появилась картина «Несколько царапин»: на ней Фрида изображена израненной мужчиной с ножом в руке. Во время грез о любви и счастье с мужем Кало написала портрет, составленный из двух лиц. Эту работу художница так и навала – «Диего и я». Когда же она окончательно разочаровалась в отношениях, на которые потратила всю жизнь, Кало написала картину «Сломанная колонна» - свой автопортрет, на котором тело художницы изображено разломавшимся на две части. Позвоночник Фриде заменяет разрушенная колонна, а в лицо и тело на портрете вонзаются гвозди.
Скрытый смысл – в цветах картин
«Сломанная колонна» - самая известная ее работа из представленных в экспозиции, - рассказала куратор выставки Екатерина Лопаткина. – Это манифест стойкости, силы духа и самая известная картина о ее страданиях – не только физических, но и душевных».
Большой интерес также представляют картины зрелого периода творчества Кало – работы, относящиеся к 30-м и 40-м годам прошлого столетия. К ним можно отнести знаменитый «Автопортрет с обезьянкой», «Солнце и жизнь», портреты друзей и близких художницы. В цветах этих картин зашифрован скрытый смысл, который художница вкладывала в свои работы. Так, желтый цвет мексиканская художница использовала для изображения болезни и страха, кобальтовый – для любви, а синий – для расстояния.
Ретроспектива работ Фриды Кало вызвала настоящий ажиотаж. Студентка Нина Ярославцева даже посетила открытие экспозиции в образе художницы. Как призналась сама девушка, некоторые элементы наряда она позаимствовала у своей бабушки.
«Меня вдохновило то, что Фрида Кало была настоящей личностью, каких сейчас немного, - объясняет Нина. – С самого детства у нее был неповторимый вкус, который проявлялся в ее творчестве, поступках и во всей жизни. Я восхищаюсь Фридой Кало, поэтому и решила примерить на себя ее образ».
Несмотря на то, что выставку картин Фриды Кало в Музее Фаберже планирует посетить огромное количество людей, директор музея уверяет: никакой давки не будет. На экспозиции будут работать около 15 экскурсоводов, которые ответят на вопросы посетителей.