месте со всеми и артисты, и марионетки пережили тяжелые времена, но работать не переставали. Сейчас Театр Деммени по праву известен на весь мир.
Нарком Петрушки
Днем основания театра считается 12 апреля 1919 года, когда жители Петрограда увидели спектакль «Сказка о царе Салтане». Впервые главными актерами выступления стали куклы - управляемые людьми, они пели, танцевали и рассказывали целую историю, а не представляли короткую зарисовку, как раньше. В тот день Евгению Деммени исполнился 21 год.
Евгений Сергеевич кукол обожал. Вместе с друзьями будущий артист ставил и показывал кукольные спектакли для родителей, но с возрастом появились и другие интересы. В шесть лет мальчика отдали в кадетский корпус, затем последовали офицерские курсы и служба в рядах Красной армии.
Вспомнил о былом увлечении Деммени, уже будучи взрослым, когда шел по Невскому проспекту мимо «Магазина случайных вещей». Там военный с безукоризненной выправкой увидел сундук с французскими куклами конца XIX века. И, не задумываясь, купил их. Кстати, 8 экземпляров до сих пор хранятся в театре. «По происхождению - дворянин, по образованию - военный, по устремлениям - актер», - писал в автобиографии он о себе.
За короткий срок его театр обрел популярность. Пьесы для него создавали Евгений Шварц и Самуил Маршак. Последний, кстати, дружил с Деммени и прозвал его «наркомом Петрушки». Немудрено: Евгений Сергеевич по праву стал первопроходцем кукольного театра. Он впервые поставил на сцене спектакли по произведениям зарубежных и российских классиков - Сервантеса, Шекспира, Мольера, Свифта, Анатоля Франса, Пушкина, Гоголя, Чехова, Метерлинка. При Деммени куклы даже начали играть в кино! В 20-е годы труппа театра приняла участие в съемках фильма по спектаклю «Макс и Мориц», а в 1939-м создала персонажей для телевизионной экранизации кукольного спектакля «Школяр в раю» по Саксу.
Учитель для актеров
Евгений Деммени руководил театром кукол до конца своих дней (умер в 1969 году. - Ред.) и стал легендой еще при жизни.
«Мне повезло работать с Евгением Сергеевичем в течение десяти лет, - вспоминает народная артистка России Фаина Костина. - В 20 лет пришла устраиваться на работу, пишу: «Прошу принять в Театр имени Деммени». Директор говорит: «Что это такое вы написали?». Стало стыдно - может, с ошибками, неграмотно? Потом мне объяснили, что на работу меня принимал сам Деммени, и театр тогда не носил его имени. Я удивилась - была уверена, что его уже нет в живых. Евгений Сергеевич был легендой, и в городе его знали все».
Работать с великим артистом было настоящей удачей - мэтр учил начинающих абсолютно всему. Ведь тогда в театральном не было кафедры, где бы рассказывали об этом диковинном искусстве.
«Актеров Деммени отбирал по наличию предрасположенности к театру кукол. Артист должен был красиво петь или владеть ораторским искусством, великолепно танцевать и держаться уверенно. Набрав труппу, Евгений Сергеевич нанял педагогов. Мы одновременно и показывали спектакли, и учились», - вспоминает Фаина Ивановна.
Интересно и то, как Деммени относился к окружающим. По воспоминаниям артистов, он никогда не позволял себе повысить голос на персонал. Но с актерами вел себя строго и очень трепетно относился к куклам.
«Никогда не положит куклу лицом вниз, только бережно, - рассказывает Фаина Костина. - А если у марионетки, не дай Бог, нитки перекрутятся, и Деммени это увидит! Кричать, конечно, не кричал, но таким взглядом одаривал, что становилось не по себе».
Любили мэтра и зрители - многие запомнили его, когда еще детьми приходили сюда: высокий, в строгом костюме он появлялся перед публикой и до начала спектакля рассказывал о самых интересных куклах коллекции.
Одни из наиболее ценных экземпляров - куклы, пережившие блокаду. Театр работал вплоть до 1942 года, пока в здании не отключили свет и воду. Артисты в то время играли для маленьких ленинградцев «Кукольный город» и «Сказку о мертвой царевне». Они помнят, как из школьников их постоянные зрители буквально за несколько месяцев превратились в солдат в шинелях.
Актеры Театра Деммени давали выступления перед солдатами прямо до начала боя. Например, популярностью пользовался памфлет «Юный Фриц» авторства Самуила Маршака. С этой постановкой коллектив выступил на передовой более 650 раз! При этом все участники спектакля погибли на фронте. В театр вернулись только куклы.
«В последний раз пьесу не удалось доиграть - начался бой, сундук с куклами был брошен, - говорит Фаина Ивановна. - Нашелся человек, местный житель, который потерю приберег. Спустя несколько лет мужчину с обозом отправили в Ленинград, он пришел в театр и вернул марионеток. Имени мы не знаем, но очень благодарны ему. Кукол отмыли, отреставрировали… К 70-летию Победы театр вновь возобновил показ «Юного Фрица».
Кстати, переживший блокаду и войну театр имеет добрую традицию. Каждый год 9 мая настежь открываются окна на Невский проспект, и актеры вместе с куклами приветствуют парад».
Деммени сейчас
Театр имени Деммени пользуется любовью зрителей и в наши дни. Открытые в 11 городах России еще при Евгении Сергеевиче, его филиалы существуют до сих пор. Куклы часто путешествуют по миру и уже побывали на международных выставках в Париже, Варшаве, Бухаресте, Милане, Турине, Марселе, Бордо, Праге, Тель-Авиве, Ницце, Хельсинки, Мюнхене и др. А совсем недавно вернулись с гастролей в городе Гродно.
Репертуар, как и прежде, состоит из спектаклей, созданных по произведениям русских и зарубежных авторов, разных по стилям и жанрам. В постановках используются практически все известные виды кукол: марионетки, петрушки, куклы на тростях. До сих пор с успехом идет знаменитая пьеса, созданная еще в 20-е годы, - «Гулливер в стране лилипутов». А один из главных принципов работы Деммени - спектакль должен быть не только познавательным, но и приносить эстетическое удовольствие - служи важнейшим ориентиром в пути, по которому по сей день продолжает идти в будущее театр его имени.
История: начало игры
Как появились кукольные спектакли? Этот один из популярнейших видов искусства очень древний. Изначально кукла обожествлялась. Делали ее из камня, глины, кости или дерева, а вокруг устраивали пляски или возили предмет поклонения на колеснице. Так, в Египте во время ритуальных мистерий по деревням носили самодельного Осириса.
Обрядовые театры существовали и на Востоке - в Индонезии, Китае, Индии, Японии. Со временем нашлись мастера, которые «научили» куклу поднимать руки, закрывать глаза. Постепенно подобные ритуальные зрелища стали напоминать то, что сейчас мы считаем кукольным представлением.
Еще в Древней Греции актеры старались, насколько было возможно, отдать кукле свои пластику и голос. Упоминания о таких представлениях встречаются у Геродота, Аристотеля и Марка Аврелия.
Сатирический кукольный театр берет начало с древнеримских импровизаций - римляне создали первого комического персонажа - героя злободневной сатиры. Большеголовый длинноносый шут Макк считается прототипом нашего Петрушки. В Англии он носит имя Панч, в Италии - Пульчинелла, а в Германии - Кашперле и Гансвурст.
Спектакли с Петрушкой в основном разыгрывали странствующие актеры. В Древней Руси с помощью этого веселого задиры оживали легенды, народные сказки и сатирические сценки. Однако артисты-кукольники, бродившие по ярмаркам и дворам, как правило, влачили нищенское существование: после показа короткой сценки петрушечник снимал шапку, и в нее летели медные гроши.
Большой популярностью всегда пользовались и театры-вертепы, в которых детям рассказывали историю рождения Христа. Своеобразный театрик перевозили из деревни в деревню на санях. Считалось, что он охраняет землю от зла и символизирует ковчег спасения.
Только в XIX веке кукла из народного промысла перемещается в сферу искусства - тогда начинают обращать внимание на ее эстетические свойства, а в начале прошлого века появляется и первый кукольный театр.