Примерное время чтения: 9 минут
6462

Николай Рерих: Поиски Шамбалы. Как связаны величие Гималаев и судьба России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и факты - Петербург 28/10/2020
За долгие годы, что художник путешествовал по Тибету, Монголии, Горному Алтаю и жил в Индии, он написал сотни полотен.
За долгие годы, что художник путешествовал по Тибету, Монголии, Горному Алтаю и жил в Индии, он написал сотни полотен. АиФ

Шамбала - мифический рай, волшебная страна, на поиски которой Николай Рерих потратил долгие годы, путешествуя по Тибету, Монголии, Горному Алтаю и живя в Индии. Многое из увиденного он отразил на своих полотнах. Мы расскажем о самых значимых картинах путешественника.

Мечты об Индии

«Культурой Востока Николай Рерих увлекся еще в начале 1900-х годов, когда были переведены на русский язык и опубликованы труды индийских философов: эпос «Рамаяна», произведения Рабиндраната Тагора и книги Елены Блаватской, в которых была сделана первая попытка осознания духовного опыта Востока, - рассказывает заведующий методическим отделом экскурсионно-лекционной работы Русского музея, искусствовед Елена Станкевич. - В 1914 году в московском издательстве Сытина выходит первый том собрания сочинений Рериха, где в одной из статей он мечтает о путешествии в Индию. Он пишет, что нужно стремиться туда попасть, чтобы спасти культуру этой древней страны. Так как время безжалостно разрушает обычаи, гробницы и пирамиды. Однако мечта Рериха о путешествии в Индию сбылась только в 1920-х годах.

Тогда он находился в эмиграции в Америке и прилагал немало усилий, чтобы организовать первую научно-художественную экспедицию в Центральную Азию. Она состоялась при поддержке местных политиков, ученых, деятелей культуры и прошла под американским флагом. Рерих отправился в экспедицию вместе со всей семьей, и по ее окончании было принято решение остаться в Индии навсегда. Стоит отметить, что индийской философией увлекалась и жена художника Елена Ивановна Рерих. Сын Юрий закончил факультет восточных языков в Лондонском университете, затем учился в Гарварде, Париже и, как лингвист и востоковед, мечтал продолжить свои исследования на местном материале. Культурой Востока сильно интересовался и младший сын Святослав - художник и историк искусства». 

Духовная чистота

«В 1928 году Рерихи купили старинный дом в долине Кулу, у подножья Гималайских гор, - продолжает искусствовед. - И в этом доме, среди древних памятников и величественной природы, прошли последние 18 лет жизни великого художника. Здесь создана самая масштабная живописная серия его работ «Гималайская сюита». «Горы, горы! Что за магнетизм в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике», - восклицал Рерих. Создание небольших этюдов с изображением горных пейзажей стало своего рода духовной практикой художника. Каждый день он совершал прогулки, где с натуры писал величественные вершины Гималайских гор.

В разное время года, дня, при разном освещении. Горы предстают то в серебристом свете рассвета, то в красных лучах заката, то в сказочных глубоких зелено-синих цветах сумерек. Природа гималайская необычна. Идеальная чистота воздуха позволяла видеть далеко и с большого расстояния, различать четкость контуров. Все это повлияло на новые художественные приемы, которые использует Рерих в своих работах. Его композиции приобрели законченную монументальность, лаконичность, цвета стали чистыми и насыщенными. Когда смотришь на его этюды - возникает ощущение, что это колористическая партитура симфонии, созданная Рерихом во славу мира, сотворенного Богом, горной тверди, бесконечного космоса и человека, который созерцанием этой природы стремится к духовной чистоте и силе. 

В 1957 году, когда в период «хрущевской оттепели» ненадолго приподнялся занавес, на родину вернулся выдающийся востоковед Юрий Николаевич Рерих. Он привез с собой из Индии около 500 картин своего отца. Эти работы не были знакомы советскому зрителю и в течение некоторого времени показывались на выставках в городах СССР. По завершении выставочного вояжа, согласно завещанию Николая Рериха, около 350 полотен были переданы Русскому музею. Таким образом музей стал обладателем одной из самых полных рериховских коллекций в мире.

Кстати

Рерих умер 3 декабря 1947 года в долине Кулу. На месте его кремации установлен памятник с надписью: «Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам».

Цитаты. Николай Рерих о Шамбале:

  • «Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различать сияющие лучи Шамбалы».
  • «Лама, мы знаем величие Шамбалы. Мы знаем реальность этого несказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира».

Самые известные картины Рериха из коллекции Русского музея

«Идолы». 1901 год

Фото: Русский музей

Рерих всегда интересовался мифологией и ранней языческой цивилизацией европейского Севера. Принадлежащая серии «Русь» картина «Идолы» изображает капище - место, где молились и приносили жертву своим богам первые жители этого края. Низко нависшие тучи, густые, магические орнаменты усиливают мрачную таинственность изображенного места.

«Зловещие». 1901 год

Фрагмент.
Фрагмент. Фото: Русский музей

Одновременно с работой над «Идолами» Рерих задумывает картину «Зловещие». Предварительно им была сделана акварель «Вещие», где изображен старинный городок, обнесенный бревенчатыми стенами с дозорными башнями. На первом плане - стая воронов, предвкушающих добычу с поля брани. Однако затем художник полностью изменил замысел произведения - отрезал верхнюю часть холста с изображением города, и композиционным стержнем картины стали вороны.

«Заморские гости». 1902 год

Фото: Русский музей

Картина переносит в древний, овеянный красотой и романтикой мир сильных смелых варягов, внесших, по словам Рериха, «новую струю» в нашу историю. В произведении использованы некоторые приемы народного искусства: декоративизм и интенсивность цвета, лаконизм рисунка. Работа создавалась в Париже, в мастерской Кормона, где Рерих продолжал свое художественное образование. Существует несколько копий картины.

«Эверест» (Джомолунгма). 1935 год

Фрагмент.
Фрагмент. Фото: Русский музей

В долине Кулу, где Рерихи приобрели старинный дом, перед глазами художника всегда находилась самая высокая точка Гималаев и всего мира - Эверест (Джомолунгма). Рерих неоднократно писал этого могучего горного титана, вонзившего седую вершину в небесную синь. Это одна из 500 картин, которую Юрий Николаевич Рерих привез в Россию во время «хрущевской оттепели».

«Борис и Глеб». 1942 год

Фрагмент.
Фрагмент. Фото: Русский музей

Картина написана в поздний период жизни художника, когда он жил в долине Кулу в Индии. В это время в дневниках Рерих рассуждает о необходимости «воздать должное деятелям земли Русской», чтобы слава русская звучала по всем краям мира. В картине Рерих через аллегорию обращается к людям с идеями любви и добра, с призывами к миру. Произведения, созданные в это время, звучали особенно убедительно, ведь Россия вступила в войну за независимость своего Отечества. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах