Режиссер: Джон Эвнет
Сценарий: Рассел Гевирц
Актеры: Роберт Де Ниро (Robert De Niro), Аль Пачино (Al Pacino), 50 Cent, Карла Гуджино, Джон Легуизамо
Задача, конечно, малореальная, поэтому до сих пор тандем Роберт Де Ниро-Аль Пачино считался полумифическим раритетом: два положительно заряженных зверской харизмой актера регулярно отталкивались друг от друга, а режиссерам, увидевшим обоих на съемочной площадке, впору было загадывать желание и тут же садиться за написание сенсационного научного доклада «Как я увидел Де Ниро и Аль Пачино рядом друг с другом, но не ослеп!».
До «Права на убийство» таковых случая было ровно два: в 1974-ом (!!!) году на съемках второй части «Крестного отца» и в 1995-ом в «Схватке». При чем первая совместная работа сразу заложила дополнительную нервозность в отношениях двух актеров: они не встречались на площадке, играли в разных сценах и в совершенно разных пропорциях, но, тем не менее, Аль Пачино не получил «Оскара» за главную роль, а Де Ниро получил – за «лучшего актера второго плана». Быть может, именно поэтому в «Схватке» они явно тяготились друг другом в кадре и, как кажется, старались поскорее покинуть его.
Сенсационное появление обоих спустя 13 лет на съемках «Права на убийство» можно объяснить временем: оба достигли того возраста, когда амбиции уходят на второй план, а хочется просто жить, получать удовольствие и наслаждаться обществом хороших людей.
Режиссеру Джону Эвнету в этом смысле несказанно повезло: вместо разъяренных быков он получил двух наевших жирок пенсионеров, которые смотрят друг на друга влюбленными глазами, улыбаются и поминутно нежно хлопают партнера по плечу. Кажется, еще чуть-чуть, и они бросятся в объятия друг друга и утонут в слезах, вспоминая счастливое прошлое. "Мы знаем друг друга столько лет... Мы не актерствуем в кадре, а просто общаемся", - заметил Аль Пачино по поводу съемок с Де Ниро в «Праве на убийство».
Сюжет только способствует таким нежностям: оба играют не врагов-соперников, а старых друзей-полицейских, которые давно работают вместе и вместе же решили вершить собственный закон в отношении оставшихся безнаказанными преступников. Поэтому все, ожидавшие от этого тандема брутального стильного экшена или очередной мафиозной саги, останутся разочарованными. А вот поклонники тонких психологических триллеров должны быть довольны. За многочисленными разговорами, подробностями рутинной полицейской работы и регулярными встречами героев с психотерапевтом, Эвнет не забыл о главном: он аккуратно выстраивает т.н. «топовый саспенс». История двух стариков-разбойников, несмотря на всю, казалось бы, растянутость и академичность, умудряется держать в напряжении до самых финальных титров.
Тут, во-первых, есть интрига, которая играет со зрителем в прятки и выкидывает в конце феерический трюк. Во-вторых, у фильма есть четкий ритм, который цепко держит зрителя на поводке: сеансы массовой психотерапии и беседы за жизнь не успевают надоесть, потому что в нужный момент сменяются искрящимися от внутреннего напряжения сценами. При чем некоторые из них (как, например, нападение в ванной на героиню Карлы Гуджино) обладают почти хичкоковским почерком.
Ну и, конечно, срабатывает фактор, обозначенный нами «эффект Де Ниро-Аль Пачино». Годы не властны над харизмой обоих. И как бы они не убаюкивали нас своими блаженными улыбками, в нужный момент оба играют так, что оторваться натурально невозможно. Де Ниро рычит как бык, а Аль Пачино буравит коварным взглядом и улыбается так, что понимаешь: «Сейчас кому-то будет больно!». В исполнении обоих любые, даже самые унылые диалоги, превращаются в напряженную словесную дуэль. А в «Праве на убийство» при всем желании унылыми их не назовешь: это, конечно, не вершина сценарного искусства, но со своей задачей выстраивать сложные характеры, показывать внутренние противоречия и аккуратно скармливать нам интригу они прекрасно справляются.
В итоге получается сложная драма о тонкой грани между добром и злом, где никто не сможет дать четкого ответа на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. По эффекту воздействия «Право на убийство» вполне сравнится с другим тончайшим психологическим триллером-расследованием «Дочь генерала», где главную роль играл Джон Траволта. И тут, и там авторы не идут на поводу у зрительских ожиданий: вместо взрыва радужных спецэффектов или отработки старых проверенных образов они делают кино, требующего вашего сосредоточенного внимания и определенной выдержки.
В качестве награды Эвнет в конце приготовил сцену, которая с лихвой окупает все: Роберт Де Ниро и Аль Пачино смотрят друг на друга через прицел штатных револьверов, и, кажется, если сейчас подключить обоих к электропитанию, то энергии, что искрится в воздухе между ними, хватит на весь Нью-Йорк.