Режиссер: Эктор Бабенко
В ролях: Гаэль Гарсия Берналь, Аналия Косейро, Мими Арду
Кому смотреть: Тем, кто хочет разобраться в своем прошлом
Наш рейтинг: 8.5
В основе фильма лежит одноименный роман Алана Паулса, который был весьма популярен несколько лет назад. Сюжет прост: Римини, профессиональный переводчик, прожил 12 лет с Софией. Это была первая и к тому же взаимная любовь, они были вместе с юношеских лет, но в какой-то момент решили расстаться. По какой причине – неизвестно: в фильме об этом специально не говорится ни слова. Скорее всего, просто устали друг от друга. Они разъехались, и Римини постепенно начал новую жизнь: сначала жил с сексапильной фотомоделью, потом увлекся коллегой по работе и даже завел с ней ребенка. Но прошлое постоянно преследовало его. София настойчиво напоминала о себе звонками, странными письмами, просьбами забрать старые фото и, кажется, постепенно если не сходила с ума, то уж точно впадала в состояние невроза. Для нее расставание со своим прошлым оказалось слишком болезненным. А тут еще отец Римини не хотел слушать о его новых увлечениях, а настойчиво призывал позвонить Софии: дескать, она совсем плохо выглядит. Сам Римини тоже подспудно, на уровне подсознания или инстинкта цеплялся за прошлое. По просьбе сожительницы он выбрасывал фото Софии, но утром тайком доставал его из мусорной корзины и перепрятывал. Зачем? Он и сам не знал. Когда они случайно пересекались, он испытывал странные, но в любом случае сильные чувства – один раз упал в обморок, в другой вдруг пошел за ней в гостиничный номер с ребенком на руках, которого выгуливал в парке...
Вся эта история, конечно, покажется слишком банальной, скучной и затянутой тем зрителям и критикам, которые никогда ничего подобного не испытывали и не пытались расстаться с человеком, с которым прожили от 5 лет и больше (что уж говорить про 12!). Ну, любили, ну расстались, ну баба, конечно, дура, сошла с ума, а мужик-то сам виноват – ну и чего тут огород-то городить на 2 часа и пытаться раздуть из этой истории что-то серьезное, вдумчивое?! И к тому же режиссер дает слишком примитивные образы и метафоры – ой, старые фото как символ прошлого, ну что за ерунда. Да, роман Паулса оперирует более простым понятным языком, чем тот, к которому нас приучили другие латиноамериканские писатели, например, Маркес и Кортасар. Он похож скорее на Милана Кундеру. С другой стороны, кто сказал, что образ старых фото слабее, чем образ Ленты Мебиуса у того же Кортасара?! Все зависит от вашего личного опыта и переживаний, связанных с этим образом: любая навороченная метафора может оказаться пустым местом по сравнению с какой-нибудь лично для вас очень значимой банальностью.
Поэтому для тех, кто, напротив, переживал нечто подобное в своей жизни, картина Эктора Бабенко будет значить в разы больше, чем вся месячная программа российского кинопроката. Для многих «Прошлое» станет тем зеркалом, в которое они давно боялись заглянуть. В созданных на экране образах и реконструированных отношениях они увидят себя и свое прошлое, при чем параллели местами будут доходить до прямых цитат из вашей жизни. И реагировать на это можно по разному: можно отдаться безудержной ностальгии, а можно воспринимать картину как сеанс самотерапии, который позволит еще раз препарировать собственное прошлое, разобраться в себе и, возможно, понять свои ошибки или, наоборот, свою правоту… В любом случае это кино вызывает эмоции, провоцирует обратную связь, и действует при этом весьма тонко, умно, не скатываясь в откровенный латиноамериканский сериал. Тут опять же будут весьма уместны параллели с Кундерой и в целом с постмодернизмом, а это, как ни крути, все-таки комплимент.