20 ноября в мире отмечается День ребенка. Но воспитание будущего поколения - задача не из простых. Актриса Анастасия Мельникова - пример того, как мама может совмещать работу и заботу о дочери Маши. Об этом она рассказала читателям «АиФ».
Алла Мехонцева, SPB.AIF.RU: Анастасия, как вы воспитывали Машу?
Анастасия Мельникова, SPB.AIF.RU: Маша - мое счастье. Я взяла манеру поведения своих родителей - не диктовала, как нужно сидеть, что делать. Просто вела себя так, как хотела бы, чтобы поступала Маша. Уже в два года она сама садилась за стол, укладывала салфетку на колени - потому что видела, что мы, взрослые, так себя ведем. Я уверена, что нужно жить так, чтобы ребенку за тебя не было стыдно.
Помню, когда родила Машу, спросила у мамы - как воспитывать ребенка? Она ответила: «Ты, главное, люби ее. А сердце подскажет». Так и делала. Никогда на Машу не кричала, в каких-то ситуациях ломала себя, подстраивалась - потому что каждый ребенок индивидуален.
- Как удалось пережить переходный возраст?
- Когда она закончила школу, мне стало сложно – только теперь у нас начался переходный возраст. Как справляюсь? Если вижу, что Маша «заводится», говорю: «котик, заходишь в вираж?». Маша сразу извиняется, говорит, что даже не замечает перепадов. И я понимаю, у нее непростой период: ей только 17, она поступила в театральный - новые предметы, новое окружение, новое все! Психологически очень нелегко.
Вообще, у ребенка несколько сложных этапов в жизни, «переходов». Первый - когда он идет в школу. Второй - когда заканчивается начальная. Третий - поступление в вуз. Во все эти периоды особенно важно говорить с детьми, поддерживать их, слушать! Быть рядом не формально, а всем сердцем! И знать, с кем общаются, их друзей. В дом Маша всегда приводила маленьких гостей - я слушала их споры, как они играют, была в восторге! Так же и в институте. Мне хочется, чтобы Машины однокурсники (многие из них приезжие, в городе одни) знали: им есть, где переночевать, где отдохнуть, где репетировать играть на рояле. И я хочу, чтобы Маша видела - нужно оказывать помощь.
- Расскажите, как готовили Машу к школе?
- У нас всегда были кружки, музыкальная школа, танцы, рисование, походы в музеи… Маша с самого детства была в социуме, среди детей. Поэтому и поход в школу восприняла, как новое приключение.
- А за двойки не ругали?
- Никогда. Может, ребенок неспособен учиться на пятерки. Это не его лень, а природные данные. Например, Маша совершенно не понимает математику! Не дается. В то же время она хороша в других предметах. Как справлялись? Все эти годы был репетитор. Я работала и не могла помочь. Но я бы и не смогла так быстро и толково объяснить. Каждый должен заниматься своим делом. Я не математик.
Считаю, если ребенок получил двойку, значит, ему нужна помощь, а не ремень. Поговорите с ним - может, у него стресс… Или элементарная влюбленность!
- Также важно соблюдать режим дня…
- Конечно! И питание. С первого дня жизни Маши я жестко следила за ее рационом. Мы склонны к полноте, у нас такая генетика. Поэтому я всегда советовалась с педиатром, как питаться правильно. Потом пошли врачи-диетологи, которые тоже прописывали, что можно, а что нельзя. В то же время категорически не исключала ничего. Например, картошка - много крахмала. Но в супе ее едим - для развития и эти микроэлементы нужны. Что касается витаминов, никогда не пили капсулы, а выбирали продукты, в которых содержатся нужные вещества. Впервые Маша стала пить добавки после съемок - врачи посоветовали добавить витамин D.
Сейчас большое количество бесплатных консультаций, есть много проверенных специалистов – если сомневаетесь в правильности питания, лучше идти к медикам. А не слепо доверять советам в Интернете.
Ну и, несмотря ни на что, хочется Машу побаловать. Чтобы еда была и полезной, и вкусной. Если честно, голову уже сломала, чтобы такого изысканного еще придумать (смеется).
- Маша - студентка театрального института. Но вы говорили, что ей неплохо было бы получить и «приземленное» образование.
- У меня одно актерское образование, другое - экономическое. Профессия артиста очень зависима, нужно всегда иметь «запасной» вариант.
Предполагали, что Маша пойдет на журфак, она прекрасно пишет. Но пока дочь не определилась. В любом случае, я запрещаю ей учиться параллельно, потому что так не получишь ни одного образования.
В машины увлечения стараюсь не вмешиваться. И даже к вузу ее близко не подхожу. Но программа меня заинтересовала. Что удивило - ее сократили. Не учат ходить в кринолинах, нет в программе народных танцев, занятий у станка… Когда выпускники приходят на съемочную площадку и не знают, что такое полька, полонез, вальс, кадриль, - это катастрофа. Меня, как человека, который в парламенте занимается культурой и образованием, это не устраивает. Сейчас я изучаю положения вузов и считаю, что некоторые предметы нужно возвращать целиком.
- Может, теперь меняется само понятие искусства?
- Современное искусство должно быть на основе классики. Есть же современный подход к медицине? Врача учат работать на новых аппаратах. Но не подпустят к ним, если тот не знает азов анатомии. То же и в искусстве. Когда у художника поставлена рука, он умеет рисовать классические произведения, любую каляку талантливо нарисует.
Я очень консервативный человек. Я против мата и раздевания на сцене, в кино. Есть спектакли, где это может быть оправдано. Например, у Льва Додина в одной из постановок голые люди идут в газовую камеру. Творческая часть, идея, перекрывает все, если сделано талантливо. Когда опускаются до мата ради того, чтобы собрать зал, - это безнравственно.