«Великий Карл» – так называется выставка, которая сейчас проходит в Петербурге. В залах Русского музея представлены знаменитые картины Карла Брюллова, которыми в своё время восхищался и Пушкин. Он хорошо знал великого художника, воспевал его талант, и эта дружба сохранялась до последних дней поэта. Они были ровесники, так что в 2024 году отмечается 225 лет со дня рождения двух гениев.
Как складывались отношения Пушкина с выдающимися современниками? Как им удавалось в спорах достичь единства взглядов? И что автор «Евгения Онегина» не мог простить людям, которыми вначале восторгался?
Брюллов «мне очень понравился»
С Брюлловым Пушкин познакомился в 1836 году в Москве. До этого он уже открыто похвалил его картину «Итальянское утро», а от «Последнего дня Помпеи» был в таком восторге, что в 1834 г. написал стихотворение. «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя / Широко развилось, как боевое знамя. / Земля волнуется – с шатнувшихся колонн / Кумиры падают!…»
Конечно, Александр Сергеевич захотел, чтобы прославленный мастер написал портрет его жены, о чём тут же сообщил ей в письме: «Я успел уже посетить Брюллова. Он очень мне понравился. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя...». Однако обстоятельства сложились так, что знаменитый портрет Натальи Николаевны написал родной брат «великого Карла», тоже известный живописец Александр Брюллов. Там она ослепительная красавица, «чистейшей прелести чистейший образец».
Последний раз они встречались в январе 1837-го. Пушкин с Жуковским пришли в мастерскую к художнику, который «угощал их своею портфелью и альбомами». Один из рисунков, полный юмора, так понравился поэту, что он попросил Брюллова «подарить ему это сокровище». А когда услышал отказ, так как акварель уже была обещана, со смехом встал перед Брюлловым на колени. Никто и думать не мог, что через четыре дня Пушкин будет смертельно ранен.
После смерти поэта Брюллов сделал эскиз памятника Пушкину, а в 1849 г. написал картину на сюжет поэмы «Бахчисарайский фонтан». Образы Пушкина и Брюллова увековечены в бронзовом горельефе «Писатели и художники» на памятнике «Тысячелетие России».
Поэзия в музыке
В текущем году 220 лет и со дня рождения Михаила Глинки.
«Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский язык – в поэзии и музыке», – писал критик Стасов.
Их первое знакомство состоялось в 1828 году, когда Глинка учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Одновременно там воспитывался Лев Пушкин, младший брат Александра Сергеевича, а российскую словесность преподавал лицейский друг Кюхельбекер. Так что Пушкин запросто приходил в здание на Фонтанке. Глинка называл его «известнейшим поэтом», а Пушкин высоко ценил музыку композитора, следил за созданием опер. Глинка, например, хотел взять сюжет «Руслана и Людмилы», и Пушкин посоветовал ему сделать яркий, лирический спектакль. Премьера состоялась в 1842-м, где Глинка подчеркнул пушкинские, русские образы поэмы.
Удивительны истории некоторых произведений, где сплелись судьбы и творчество Пушкина и Глинки. Так, романс «Не пой, красавица, при мне» объединил сразу трёх гениев.
«В 1828 году Грибоедов приехал в имение Приютино, к директору Публичной библиотеки Оленину, – рассказала директор музея-усадьбы Ольга Морозова. – И на одном из вечеров напел грустную мелодию, услышанную в Грузии. Глинка, который давал уроки дочери хозяина Анне Олениной, сочинил музыкальную пьесу. Находился там и влюблённый в Анну Пушкин: он без промедления написал стихи». Всего Глинка создал десять романсов на стихи Пушкина». В знаменитом стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин признался в любви Анне Керн, а Глинка посвятил романс её дочери – Екатерине Керн. Присутствовала Анна Керн и на похоронах Глинки. Отпевание проходило в церкви на Конюшенной, где раньше прощались с Пушкиным.
«Гость стал ядом»
Имя Адама Мицкевича Пушкин впервые услышал в 1829 году на одном из вечеров. Когда польский поэт, свободно говоривший по-русски, прочитал свои произведения, Пушкин, по воспоминаниям очевидцев, пришёл в восторг: «Что за гений! Что за священный огонь! Что я в сравнении с ним?». Они начали вести литературные беседы, обмениваться идеями. Дружба переросла в совместное творчество. Мицкевич перевёл на польский сонет «Воспоминание», а Пушкин на русский его баллады и вступление к исторической поэме «Конрад Валленро».
Но были между ними и серьёзные разногласия. В 1830-м в Варшаве вспыхнуло восстание. Пушкин открыто поддерживал подавление бунта силой, Мицкевич, наоборот, открыто высказывался в поддержку мятежников. Написал ряд произведений, где призывал не сдаваться русским войскам. После разгрома восстания он продолжил за рубежом выступать против России. Такую русофобскую позицию Пушкин простить прежнему другу не смог и посвятил ему строки: «Наш мирный гость нам стал врагом – и ядом / Стихи свои, в угоду черни буйной, / Он напояет. Издали до нас / Доходит голос злобного поэта,/Знакомый голос!».
Польский лирик пережил Пушкина на 20 лет. Несмотря на противоречия, после гибели поэта Мицкевич написал искренний и трогательный некролог, где высоко оценил значение Пушкина для русской и всей мировой культуры.
«Горе от ума»
В 2024 году исполнилось 200 лет и комедии Грибоедова «Горе от ума». Пушкин и Грибоедов знали друг друга с детства, а затем в один год были зачислены на службу в петербургскую Коллегию иностранных дел.
Затем Грибоедов в 1818-м уезжает из Петербурга в Персию в качестве секретаря русской дипломатической миссии и пишет знаменитое «Горе от ума». Пушкин отправляется в ссылку, которую стараниями друзей удалось смягчить и «перенести» в Крым и Кавказ. Их обоих подозревают в подготовке восстания декабристов, и только по милости императора арестованного Грибоедова отпускают с «очистительным аттестатом», а Пушкина, после личной беседы с царём, прощают.
Следующая встреча произошла через десять лет и стала очень важной для обоих. Биографы подсчитали, что в этот период они виделись семь раз.
«Грибоедов явился вместе с Пушкиным, который уважал его как нельзя больше и за несколько дней сказал мне о нём: это один из самых умных людей России», – пишет в воспоминаниях К. Полевой. Расстались они лишь накануне рокового отъезда Грибоедова в Персию, где он погиб от рук религиозных фанатиков.
Однако будет ещё одна встреча, которую Пушкин опишет в «Путешествии в Арзрум»: «Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я их. – «Из Тегерана». – «Что вы везёте?» – «Грибоеда». – Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис».
Впоследствии Пушкин сокрушался, что «Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»
Подарил «Ревизора»
Для Гоголя Пушкин во многом был идеалом. Их знакомство состоялось в 1831-м. В тот год Пушкин только женился и снимал дачу в Царском Селе. Гоголь проводил лето в Павловске, и они встречались едва не каждый день. Николай Васильевич показал своему кумиру первую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и Пушкин не скрывал радости: «Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности».
На суд Александра Сергеевича Гоголь выносил всё, что выходило из-под его пера.
«Бóльшая часть произведений Гоголя была известна Пушкину ещё до их публикации,– поведал потомок двух великих писателей, художник Николай Данилевский. – Это относится к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Запискам сумасшедшего», «Коляске», «Носу», «Женитьбе», «Тарасу Бульбе».
Пушкин, в свою очередь, посвящал его в свои замыслы, а затем решил подарить сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». После смерти Пушкина Гоголь признавался: «Ничего не предпринимал, ничего не написал я без его совета».