Имя композитора Андрея Петрова известно даже далеким от музыки людям - его произведения стали классикой благодаря сотрудничеству с великими режиссерами: Эльдаром Рязановым и Георгием Данелией.
В день 85-летия мастера SPB.AIF.RU рассказывает, что привело его на музыкальную стезю, какие сложности приходилось преодолевать в работе с режиссерами и почему наследие Петрова до сих пор не до конца изучено.
Вслед за вальсом
Будущий композитор родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. Его мать Ольга Петровна Ваулина была художницей, дед – Петр Кузьмич Ваулин – широко известным керамистом, в его мастерской были изготовлены изразцы, которые и сегодня украшают мечеть в Петербурге, Морской собор в Кронштадте, Ярославский вокзал и Третьяковскую галерею в Москве.
Отец будущего композитора Павел Платонович Петров служил военным хирургом. Когда началась война, семья оказалась в эвакуации в Сибири. Андрей уже учился играть на скрипке, но музыкантом становиться не собирался. Он очень любил читать, обожал Грина и Паустовского, и даже сам писал стихи, рассказы и … роман!
Мечта о карьере писателя развеялась в одно мгновенье, точнее за 75 минут, во время которых Андрей смотрел фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Красота музыки, актрисы Милицы Корьюс, а также «легкость», с которой Штраус сочинял свои шедевры, произвели такое впечатление, что Андрей решил стать композитором.
В 1945 году он поступил в училище имени Римского-Корсакова, а затем – в ленинградскую консерваторию. Здесь произошла еще одна важная в его судьбе встреча – с будущей супругой Натальей.
Подшефный возлюбленный
Он был влюблен в другую девушку, но та предпочла молодого человека, приехавшего учиться из Чехословакии. А Наталье на комсомольском собрании поручили взять шефство над Андреем, который настолько переживал, что это стало отражаться на учебе.
Андрей Павлович вспоминал: «У нас с Наташей все началось с дружбы. Я еще какое-то время расстраивался по поводу предыдущей девушки, тем более, что мы все вместе учились. Но сейчас думаю, что любовь, основанная на дружбе, надежнее, чем любовь-вспышка. Поженились мы за несколько месяцев до окончания консерватории. Раньше – никак, нам обоим нужно было учиться. Кроме того, я жил в коммуналке в одной комнате с родителями и сестрой, у Наташи и ее мамы тоже была комнатка в коммуналке.
В районном ЗАГСе нам предложили день для бракосочетания – 23 февраля. Согласились с удовольствием: во-первых, никто не забудет день свадьбы, во-вторых, 23 февраля всегда был салют, словно бы в нашу честь. Однако до окончания консерватории пришлось каждому продолжать жить у родителей. А потом переехали в дом в Ольгино, который купили мои родители. Оттуда на электричке ездили на работу: Наташа преподавала в музыкальной школе, я работал редактором в издательстве».
Супруги прожили вместе более полувека, в 1956 году у них родилась дочь, которую назвали в честь бабушки – Ольгой, и которая пошла по стопам отца, став композитором.
«Можно лучше!»
Великий Дмитрий Шостакович отзывался так: «Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах». Первые песни Андрей Павлович начал писать через два года после окончания консерватории и действительно не ограничивал себя одним форматом: сочинение «Мы коммунисты», например, соседствовало с танцевальной композицией «Пой, песня моя». Так было на всем протяжении творческого пути: мастер создавал симфонии, оперы и балеты, а также песни и музыку для кино.
Первым фильмом, для которого Петров сочинил музыку, был «Человек-амфибия», снятый на «Ленфильме» в 1961 году. После выхода картины самой популярной мелодией стала лихая песенка «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» с припевом: «Нам бы всем на дно, там бы пить вино!» На радио приходила масса писем с просьбой ее исполнить. Но столько же было и возмущенных отзывов, «ведь это ужас, к чему призывает песня».
Ну а молодому композитору посыпались предложения от кинематографистов. И судьба Андрея Павловича оказалась связанной, прежде всего, с «Мосфильмом».
В 1962 году молодой режиссер Георгий Данелия снимал картину «Путь к причалу», и пригласил Петрова, чтобы тот написал к фильму «Песню о друге» со словами: «Ну а случится, что он влюблен, а я на его пути – уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти».
Данелия и сам признавался, что уж очень придирчив в работе, ему «ничего не нравится», вот и пришлось Петрову создать 12 вариантов песни. Он ездил в Москву, показывал сочиненное «Гиечке», а тот говорил: «Это хорошо, но можно лучше!» В результате песня получилась такой, что ее запела вся страна. А с Данелией Петров работал еще над шестью картинами, среди которых «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон». Но рекордное число лент было создано в содружестве с Эльдаром Рязановым – тринадцать. Это классика советского кино: «Берегись автомобиля!», «Зигзаг удачи», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Служебный роман» и другие.
Однако началось сотрудничество с недоразумения. Андрей Павлович никогда не скрывал, что неважно играет на рояле. И вот, показывая режиссеру вальс для «Берегись автомобиля!», исполнил его так, что Рязанов долго сидел и молчал. А сам позже признавался, что с печалью думал: «С композитором я дал маху!» Потом Эльдара Александровича осенило, и он попросил Петрова сыграть уже знакомую мелодию из фильма «Я шагаю по Москве». После этого понял, что не все потеряно, потому что даже этот «шлягер» узнать в исполнении автора было трудно.
Сотрудничество мастеров стало настолько плодотворным, что как-то Данелия прислал на юбилей Петрова поздравительную телеграмму с пожеланием: «Пожалуйста, пиши для Рязанова музыку немножечко хуже, чем для меня».
«Современный классик»
Если киномузыка создавалась в основном для москвичей, то среди эстрадных исполнителей Петров больше всего ценил земляков: Эдуарда Хиля и Людмилу Сенчину. Хиль вспоминал: «Андрей Павлович всегда восхищал меня тем, как щедро он дарил людям радость, музыку и тепло. Он считал, что чем больше отдашь, тем будешь счастливее. Когда я был молодой, не понимал этого. Но чем старше становился, тем больше осознавал и все чаще вспоминал встречи с этим необыкновенным человеком».
В Ленинграде Петров больше раскрывался и как «современный классик»: в Кировском театре шли его балеты «Берег надежды» и «Сотворение мира», пользующийся сумасшедшей популярностью, здесь ставили оперу «Петр Первый», в филармонии звучали симфонические произведения. На музыку фантастической симфонии «Мастер и Маргарита» Борис Эйфман создал знаменитый балет.
Композитор сотрудничал с «Международным театральным центром Юджина О`Нила» в США. В 2002 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла по «Капитанской дочке».
2 сентября 2005 года в Петербурге торжественно отмечали 75-летие Андрея Петрова. Чествование состоялось у фасада Михайловского замка, обращенного к Летнему саду. Звучала музыка композитора, а с проплывающих мимо теплоходов и лодок люди кричали: «Поздравляем! Мы вас любим! Живите долго!»
Но через полгода, 15 февраля 2006 года, Андрей Павлович скончался в Военно-медицинской академии. Он похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Город помнит композитора: в 2007 году на доме №17 по 4-й линии Васильевского острова, где Андрей Павлович жил с 1030 по 1954 годы, была установлена мемориальная доска. Одной из музыкальных школ присвоено имя Петрова, есть сквер Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте. Кстати, здесь 2 сентября в 15 часов состоится концерт, а кинотеатр «Аврора» 3 сентября проведет кинопраздник.
В поисках музыки
Кажется, что мы хорошо знаем произведения Петрова. Но, так уж получилось, что значительную часть киномузыки Андрея Павловича еще предстоит отыскать.
Вот что рассказала SPB.AIF.RU вдова композитора Наталья Ефимовна: «В фильме ведь обычно звучит не вся музыка, а лишь кусочки. Сам Андрей, закончив работу, отдавал всю партитуру, не оставляя себе даже копии. А черновики безжалостно выбрасывал. И хоть я говорила: «Ну что ты делаешь, может, это когда-нибудь понадобится? Даже тебе самому», - он отвечал: «Нет, это уже отпетая песня, она не нужна». По такому известному фильму как «Человек-амфибия» нет нот даже той музыки, которая в нем звучит. Есть ноты только наиболее часто исполняемых песен. А музыка к фильмам постоянных соавторов Андрея Эльдара Рязанова или Георгия Данелии?! Нет ни партитур, ни дисков с записями. Ничего! Где же искать все это богатство? Главный дирижер оркестра кинематографии Сергей Скрипка после нашего обращения прислал копии нескольких рукописей, в том числе – к фильму «Я шагаю по Москве». Но это далеко не все. Мы писали на «Мосфильм» Шахназарову, в Госфильмофонд, в архивы оркестров – нет ответа. А к кому обращаться на «Ленфильме» даже непонятно. Поисками занимаемся, в основном, мы, семья Андрея Павловича. Петербургский союз композиторов, который Андрей возглавлял более тридцати лет, это не волнует. В 2006 году, после смерти Андрея Павловича, мы создали «Фонд Андрея Петрова», который проводит фестивали его музыки в разных городах. Всегда после концертов на лицах зрителей – улыбки. Порой, зал встает, люди просят: «Приезжайте еще». Конечно, хотелось бы порадовать чем-то новым. Но нечего отдать оркестрам, чтобы музыка жила новой жизнью! А какие можно было бы делать проекты, к примеру – детская музыка, произведения, посвященные морю. Ощущение, что мы знаем Петрова – обманчиво даже для музыкантов. Как-то приезжали «Виртуозы Москвы», чтобы сыграть на фестивале. Мы дали им две пьесы. «О, какая хорошая музыка, а мы и не знали!» А произведениям-то более полувека».