Алексей Голубев – известный режиссер-постановщик и продюсер, лауреат многих фестивалей и престижных профессиональных конкурсов. В эти дни он представил в Ледовом дворце Петербурга шоу «Белые ночи». Как же ему удается создавать грандиозные представления и яркие клипы? Добиваться на съемочной площадке взаимопонимания с самыми амбициозными артистами?
«Зацепить» зрителя
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Алексей, клип длится всего несколько минут. Как уместить в этот промежуток музыку, спецэффекты, игру актеров. Показать все так, чтобы запомнили миллионы?
Алексей Голубев: Короткий жанр – один из самых трудоемких. Даже многим большим серьезным режиссерам он дается очень сложно. За ограниченное время нужно «зацепить» зрителя, привлечь его внимание, а значит необходимо придумать что-то оригинальное. Здесь тоже два подхода. С одной стороны, многие вещи надо подавать людям просто и понятно. С другой, без спецэффектов не обойтись.
Так в клипе Эмина Агаларова «Забыть тебя» я «выбрасывал» Эмина из мчащегося на большой скорости мотоцикла. Для этого мы сделали специальный механизм, который буквально подкидывал двухколесную машину. Затем артиста подхватывали на тросах и «швыряли» на приличное расстояние. А когда он «падал», поливали лежащего речной водой из дождевой машины. Для меня было приятным удивлением, что певец почти все трюки выполнял самостоятельно. Хотя обычно при эпизодах такой сложности мы приглашаем каскадеров.
- Хорошо, что Эмин без возражений выполнял ваши команды и к тому же был хорошо подготовлен физически. А если звезда начнет капризничать, выдвигать какие-то требования, как поступаете?
- Звезды мне платят за то, чтобы я над ними издевался. Этим и занимаюсь (улыбается). Если серьезно, абсолютное большинство ведут себя очень адекватно. Доверяют мне, как режиссеру и готовы на многое ради выигрышного кадра. Так один известный актер два часа сидел в холодной воде, пока мы не добились нужных эмоций. Другой выдержал жесткую диету, почти ничего не ел, чтобы на экране выглядеть худощавым и элегантным. Скажу без всякого пафоса: чтобы понравиться зрителю, артисты часто занимаются самопожертвованием. Поэтому иногда обидно, когда все воспринимается поверхностно, как должное. Мол, что еще покажете. Как правило, таким скептикам предлагаю хотя бы пару дней с нами поработать по полной программе. Почему-то отказываются.
Гагарина - девочка-театр
- Вы делали номер для Полины Гагариной, представлявшей Россию на Евровидении-2015. Там она выступала на фоне декорации, похожей на огромный вселенский глаз. Расшифруйте, что это значит?
- Глаз - планета Земля. А зрачок, меняющий цвет и форму — наша Вселенная, внутри которой и звучат миллионы голосов, о которых пела Полина. За спиной певицы мерцали необычайной красоты изображения. Итог – второе место и, хочу надеяться, что на высокий результат повлияло не только блестящее исполнение песни, но и сама постановка. Кстати, когда мы узнали, что едем на Евровидение, я за короткое время снял клип. Простыми средствами и понятным языком мне хотелось показать иностранным зрителям, что в России живут такие же люди. Что у нас многонациональная страна. Да, отличий с Западом много, но по духу мы едины, нам дороги те же ценности.
- А как вам работалось с Гагариной? Говорят, у нее непростой характер.
- Полина – замечательный человек. Мы с ней давно знакомы. Она девочка-театр, очень артистичная, с богатым внутренним миром. Но это не значит, что Полина сосредоточена только на себе и на происходящее вокруг не обращает внимания. Она обладает необходимым уровнем харизмы, выдержкой. В 2015-м отношения России со многими странами обострились. И хотя творчество вне политики, все это сказалось, в том числе, на Евровидении. Когда проходили по ковровой дорожке, нас встретили люди с плакатами. В зале тоже находились откровенные недоброжелатели. Но Полина не дрогнула. Уверенно держалась и на встрече с журналистами, была готова к любым вопросам. Так что она настоящий боец. Мне с ней работалось легко.
-Также вы делали шоу для Евгения Плющенко «Снежный король». Насколько был «послушен» олимпийский чемпион?
- Женя с готовностью выполнял все задачи. Он - знаменитый спортсмен, но душе остался по-хорошему пацаном: «пацан сказал - пацан сделал». Умеет управлять коллективом, ценит и любит свою команду. Бьется за каждого человека и сам выкладывается на все сто. Делает на две головы больше, чем запланировано. Это и позволяет видеть зрителям не просто двукратного победителя Олимпийских игр, а большого артиста.
Любовь зрителей не купишь
- Вы сказали о команде Плющенко. У вас тоже есть целый коллектив единомышленников, с которыми вы и делаете программы. Насколько сложно собрать и подготовить таких профессионалов?
- Очень сложно. Мы работаем уже на протяжении двадцати лет, за это время многое изменилось. Я воспринимаю себя как локомотив, который везет большой поезд, десятки вагонов. Кто заходит, едут со мной. По сути – это большая семья, куда входим и мы с женой, и все наши шесть детей. Иначе не получается. Конечно, как во всякой семье случается разное. Так в прошлом году вся команда полностью сменилась. Было не просто. Ведь мы пять лет вкладывали в людей: обучали, возили на выставки, я постоянно, по деталям, рассказывал, что и как надо делать. Но пришлось расстаться. Сейчас мы обновились и стали еще сильнее. Для меня это тоже перезагрузка, новый этап, который позволяет оценить сделанное и развиваться дальше.
- Принято считать, что самые качественные музыкальные постановки делают на Западе. А как вы можете оценить отечественный шоу-бизнес?
- Я регулярно езжу в Европу, смотрю, как работают зарубежные коллеги. Прошел и весь Бродвей. Могу объективно сказать: в России есть все, чтобы создать продукт мирового уровня. Возможно, опаздываем с какой-то техникой, но в течение полугода с момента выпуска она и у нас встает на «вооружение». Другое дело, что в стране мало залов, оборудованных супер комплексами. Покупательная способность в провинции тоже ниже, чем в обеих столицах. Там не продать столько билетов, чтобы все окупилось. В итоге посмотреть такие яркие представления пока можно только в Москве и Петербурге.
- Алексей, вы уже много лет работаете в шоу-бизнесе. Говорят, сегодня аппаратура такая, что можно раскрутить любого, даже безголосого артиста. Были бы деньги. Неужели правда?
- Не очень в это верю. За свою жизнь я видел многих людей, которые хотели блистать. Быть первыми на экране, в концертном зале, имели для этого финансовые возможности. Но у них ничего не получилось. Потому что можно купить сцену, но любовь зрителей не продается.