Норвежский скрипач, певец Александр Рыбак, покоривший Европу на конкурсе «Евровидение» в 2009 году, посетил пресс-центр еженедельника «АиФ-Петербург», где рассказал, как собирается строить свою карьеру дальше, будет ли писать песни на русском языке и с какой целью приехал в северную столицу.
Возвращение в Россию
АиФ-Петербург, Елена Петрова: -Александр, с чем связан ваш визит в Петербург?
Александр Рыбак: - Последние два года у меня был акцент на Скандинавию. Все-таки я норвежец, хоть и из Белоруссии. Мне важно построить там хорошую карьеру. Нужно показать свою лучшую сторону: эстраду и классику. Там я участвую в концертах и телешоу. Сейчас же я очень хочу вернуться в Россию, СНГ. Читаю книги на русском языке, чтобы лучше его знать. Мой словарный запас пополняется. Вообще мне было стыдно за свой русский язык три года назад.
У меня были скандинавские менеджеры и Россия была для них неважна как рынок. Я им верил. Потом я увидел, к сожалению слишком поздно, что в России меня знают и дети, и пожилые люди, и взрослые. Сейчас у меня русский менеджер. Я очень уважаю русские песни и классику. Я и сам начал сочинять в русском стиле. Надеюсь, что скоро на музыкальных каналах России будут мои новые клипы.
В Петербурге же я из-за норвежцев. Здесь сейчас принц Норвегии и он открывает фабрику. Для него я сыграл несколько норвежских пьес.
- То есть ваша цель сейчас давать в РФ сольные концерты и появиться на телевидении?
- Сольные концерты у меня есть и в Украине, и в России, и в Белоруссии. Но это по заказам. А мне хочется со своей программой приехать.
Детская музыка
- Также вы хотели продвигать и особый детский проект в России?
- Да, я уже три года этим занимаюсь. Я подготовил аранжировки для оркестра. Посещаю талантливых детей. Я классический скрипач и мне хочется позаниматься с ними, мне нравится работать над музыкой и делиться своим опытом. У меня были такие проекты в Скандинавии, Польше и Греции. Также в Нью-Йорке совсем недавно у меня был успешный проект с детьми. В данный момент есть цель сделать такой же проект в России. Если я не найду такую школу, то, надеюсь, мне позвонит какой-нибудь директор и предложит сотрудничество.
- Так в чем заключается эта работа? Как она выстраивается?
- Я приезжаю на 3-4 дня. Мою роль можно определить как дирижер. Конечно, сначала все берут автографы и фотографируются, но это только приятно. Но я также показываю им разные жанры. Я чувствую, что после «Евровидения» - это моя миссия. У меня ведь много публики среди детей и вообще семей. Я хочу это использовать, помогать им.
- То есть сейчас ваш новый менеджер налаживает контакты в Петербурге?
- Мой новый менеджер из Беларуси. Он уже понял мои просьбы, и мы начали работать. В шоу-бизнесе принято сделать песню, которая распространится в интернете, а потом уже со свежим продуктом можно гастролировать. Я не против. У меня всегда есть в голове новые песни. Просто раньше я писал по-английски и по-норвежски, а сейчас пробую и на русском. Только боюсь, что текст будет типа: «Вышел Саша погулять, и на скрипке стал играть». В плане стихов, конечно, лучше с кем-то сотрудничать. Мелодии у меня получаются.
- Сколько по времени продлится ваш визит в северную столицу?
- Я приехал на три дня. Это уже много для меня. Еще два года назад я давал по 400 концертов за 12 месяцев. Сейчас я чувствую себя более профессионально, когда у меня 70 или 80 выступлений в год. Я вникаю в каждую работу, в каждый концерт, чтобы делать это полноценно. Теперь я думаю о качестве, а не о количестве.
Выбор в пользу творчества
- То есть вы вовремя остановились и не стали больше думать о деньгах?
- Могу признаться, что недостатка в деньгах у меня нет. Это ведь не все в этом мире. Я хочу меньше зарабатывать, но заниматься именно моей музыкой – той, которую чувствую. Не хочется заниматься самодеятельностью.
- Вы приехали в Петербург на относительно короткое время. Удалось ли вам уже что-то увидеть?
- Давно ли проводили время дома с семьей?
- Я люблю проводить время с родителями. Недавно мама и папа были в Париже. Прислали мне фото оттуда. На нем видно, как они до сих пор любят друг друга. Это приятно осознавать.
- Что вы играли в этот раз для норвежского принца?
- В этот раз я сыграл одну виртуозную норвежскую вещь. И еще две свои песни, среди которых была и «Fairyrale». Стараюсь разнообразить свою программу всегда. Когда известные люди просят сыграть на свадьбе, тогда я исполняю что-то романтичное с фортепиано. Если это клуб – значит должно быть что-то заводное с танцорами. Репертуар выбираю именно я. Хочу, чтобы людям было интересно слушать.
Олимпийские гастроли
- Вас в детстве родители заставляли заниматься скрипкой из-под палки? Все-таки это не популярный инструмент.
- Не могу сказать, что меня заставляли. Я доверял родителям, что заниматься два часа в день скрипкой – это нормально и так делают все. Сейчас я уже не занимаюсь часто. Вообще хвалю себя, если не поработал хотя бы несколько дней.
- То есть вы считаете, что нужно находить определенный баланс?
- Да. Вот смотрите, спортсмены Бьорндален и Ягудин во время чемпионатов, которые были выиграны, прекрасно знали, когда надо отдыхать. Иначе тело не справится. Я стараюсь также себя вести.
- Вам удалось выступить в олимпийском Сочи. Расскажите, что было исполнено там?
- Я играл в основном для норвежцев. Во время выступления в олимпийском парке я исполнил и несколько русских песен, в числе которых были «Старый клен» и «Комарово». Также играл на скрипке.
- Спортом вообще удается заниматься?
- В прошлом году я больше качался. Сейчас с гастролями уже нет. Очень трудно вести однообразную жизнь. Строгого режима придерживаться не удается.
- А в чем вообще заключается отдых?
- Для меня отдыхать – это когда я спрашиваю себя не о том, что нужно сделать, а о том, что хочется сделать.
- После Петербурга поедете домой отдыхать?
- Да, но не совсем отдыхать. Еще будет пресс-конференция, посвященная премьере моего телешоу в Норвегии. Хотелось бы, конечно, больше об этом рассказать, но в России этого все равно никто не увидит. Мне также хотелось рассказать и моим норвежским друзьям об участии здесь в юбилее Александры Пахмутовой – это же пик моей карьеры был, и неважно, что будет дальше. Но там никто не знал. Это интересно тоже, что у меня не одна жизнь, а много разных.
- При этом не чувствуете какого-то дискомфорта?
- Нет, я чувствую себя мировым. Я бы не променял эту жизнь на другую. Моряк тоже может быть мировым, но главное - быть профессионалом.
- Будет ли турне по городам СНГ и России?
- Сейчас у меня и менеджер в России и больше времени. Я стремлюсь к этим гастролям. Хочется только написать несколько песен, чтобы было легче гастролировать.
- Поклонники интересуются, что для вас значит верность любимому человеку.
- Я сразу вспоминаю про маму и папу – вот это верность. Я всегда говорю им правду и ничего не скрываю, а если говорить про девушку, то верность любимому человеку – это не быть с ним связанным. В каком-то смысле не давать обещаний, которые невозможно выполнить.
- Если у вас будет ребенок, пойдет по вашим стопам или вы оставите ему выбор будущей профессии?
- Не знаю, будут ли у меня когда-то свои дети или нет. Сейчас же я чувствую, что помогаю другим малышам в музыке по всему миру. И это хорошо.