Режиссер сумел внести серьезный вклад в копилку отечественного кинематографа, экранизировать важные произведения классиков отечественной литературы и поработать со звездами мирового кино. SPB.AIF.RU вспомнил пять лучших фильмов Владимира Наумова, снятых совместно с режиссером Александром Аловым.
«Мир входящему» (1961)
Картина стала четвертой по счету для творческого дуэта режиссеров Владимира Наумова и Александра Алова. Этот творческий тандем впервые состоялся за 10 лет до выхода на экраны фильма «Мир входящему».
Впервые совместно постановщики трудились над лентой «Тарас Шевченко» в 1951 году. В общей сложности за все время ими было снято 10 картин.
Над созданием сценария работал известный советский драматург Леонид Зорин. Согласно сюжету, после окончания училища лейтенант Шура Ивлев, исполненный знаменитым актером Александром Демьяненко, успел попасть на фронт в последний день войны. Однако вместо боевых заданий ему пришлось доставлять немку Барбару (Лидия Шапоренко) в госпиталь. Эта задача оборачивается для Ивлева и его напарников захватывающим испытанием.
«Идея снять фильм о войне давно мучила нас. Вернее, даже не о войне, а о той грани, которая отделяет войну от мира. Об этих нескольких днях, может быть, даже часах, когда ломается ход истории, разрываются сложившиеся и необходимые на данный период отношения и связи и душа человеческая обретает нравственную чистоту и покой», – вспоминал Наумов в одном из интервью.
Демьяненко был одним из самых любимых артистов у дуэта режиссеров. Впервые они пригласили его в картину «Ветер». В один год с выходом «Мир входящему» вышли еще две ленты с будущим исполнителем роли гайдаевского Шурика – комедии «Взрослые дети» и «Карьера Димы Горина».
Пресса раскритиковала кинофильм Наумова и Алова, но в дальнейшем чиновники поменяли мнение и именно его было решено отправить на Международный кинофестиваль в Венеции. Там лента была удостоена специальной премии жюри «Золотая медаль», премии итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм «Кубок Пазинетти», а также он был номинирован на Гран-при фестиваля. Спустя год после выхода «Мир входящему» получил премию «Фемина бельж» в Брюсселе.
Несмотря на критику в начале 1960-х, сегодня зритель смог по достоинству оценить ленту и поставить ее в ряд с лучшими военными кинолентами страны.
«Скверный анекдот» (1966)
Тандем режиссеров Наумова и Алова не раз брался за экранизацию произведений русских писателей. В середине 1960-х годов постановщики решили обратиться к рассказу Федора Достоевского «Скверный анекдот».
По сюжету действительный статский советник Пралинский, возвращаясь поздним вечером из гостей, оказывается рядом с домом, где играет свадьбу один из его подчиненных – Пселдонимов. Генерал заходит поздравить молодых, однако жених явно не ожидал появления начальства, а сам высокий гость не думал, что опустится до уровня пьяной компании.
Главные роли в картине блестяще исполнили неподражаемые Евгений Евстигнеев и Виктор Сергачев.
Эта работа примечательна тем, что, согласно мнению российского киноведа Валерия Фомина, много лет занимающегося историей запрещенных советских лент, именно «Скверный анекдот» 1966 года положил начало так называемой «полке» эпохи правления Леонида Брежнева. Как и в случае с картиной «Мир входящему», лента была раскритикована как порочащая нацию и человеческое прошлое. Одобрение на прокат экранизации рассказа Достоевского удалось добиться лишь к ноябрю 1967-го.
«Бег» (1970)
Спустя несколько лет после обращения к тексту Достоевского Наумов и Алов решают взяться за произведения Михаила Булгакова. В основу сценария «Бега» были положены одноименная пьеса классика, а также фрагменты его романа «Белая гвардия» и либретто оперы «Черное море».
Любопытно, что в качестве консультанта к работе над картиной Наумова и Алова была привлечена Елена Булгакова – третья супруга писателя. Она активно участвовала в процессе создания ленты. К примеру, эпизод, когда гробовщик проводит рукой по щеке капитана-белогвардейца, требуя побрить будущего покойника, был включен с ее предложения.
В фильме задействован блестящий актерский ансамбль – Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов и другие замечательные артисты. Мог появиться в «Беге» и Владимир Высоцкий в роли генерала Чарноты. Однако предпочтение в итоге было отдано Ульянову.
«Бег» был одним из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 1971 году.
«Легенда о Тиле» (1976)
В основу ленты, которую составляют две части под названием «Пепел Клааса» и «Да здравствуют нищие!», лег роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях – забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах».
Согласно сюжету, свободолюбивый и жизнерадостный народ Нидерландов находится под властью испанского короля. Гонения, пытки, костры инквизиции. Бесстрашному Тилю Уленшпигелю (Лембит Ульфсак) и его неунывающему другу Ламме (Евгений Леонов) предстояло пройти множество испытаний, совершить немало подвигов, прежде чем на их родную землю вернется мир.
Даже спустя много лет зритель высоко оценивает работу режиссерского тандема Наумова и Алова. Однако когда «Легенда о Тиле» была готова, лента вновь оказалась «на полке» и была показана значительно позже.
«Тегеран-43» (1980)
Особое место в истории отечественного кинематографа и в творческой биографии двух прославленных советских режиссеров занимает картина «Тегеран-43». В первую очередь, фильм был достаточно труден для постановки – политико-шпионский триллер требовал особого подхода.
Алов и Наумов, работавшие над сценарием ленты, тщательно проработали структуру сюжета. Согласно ему, в 1943 году в Тегеране проходила встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции. Спецслужбы Третьего рейха строили планы по уничтожению Уинстона Черчилля, Франка Рузвельта и Иосифа Сталина, но действия советских разведчиков помогли этим намерениям не стать явью. Любопытно, что сохранились свидетельства, что немцы в реальности пытались провести такую операцию в Тегеране.
Знаменитый политический детектив советские кинематографисты снимали вместе с Испанией, Швейцарией и Францией. Особое внимание к «Тегерану-43» было привлечено из-за участия в нем звезд мирового кинематографа. В частности, здесь появился главный секс-символ того времени – Ален Делон. Впоследствии Наумов вспоминал, что участие французского актера помогло привлечь в кинотеатры небывалые толпы народа.
«Тегерану-43» вручили главный приз на Московском международном фестивале, главный приз Всесоюзного фестиваля 1981 года, Золотой приз МКФ в Москве и приз Общества «Родина» МКФ.
До смерти Александра Алова дуэт постановщиков успел снять еще две картины – «Похождения графа Невзорова» и «Берег». Наумов, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает работать – в 2017 году на экраны может выйти «Сказка о царе Салтане».