Примерное время чтения: 9 минут
371

Море таланта. За свою жизнь Айвазовский написал более 6 тыс. картин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Петербург 19/07/2023
Уроженец Крыма с армянскими корнями, живший и творивший в Петербурге (Автопортрет. 1874 г.)
Уроженец Крыма с армянскими корнями, живший и творивший в Петербурге (Автопортрет. 1874 г.) public domain

Способности к рисованию у него обнаружились ещё в раннем детстве, а за всю свою жизнь он написал больше 6 тысяч картин. Иван Айвазовский по праву носит звание самого известного мариниста России. Его картины знает весь мир, причём сразу несколько стран СНГ претендуют на то, чтобы считать «своим» уроженца Крыма с армянскими корнями, жившего и творившего в Петербурге.

Рисунки на стенах

Непревзойдённый мастер морского пейзажа родился 17 июля 1817 года в Феодосии. При рождении его назвали Ованнесом Айвазяном, но с годами типичные армянские имя и фамилию художник переделал на русский манер.

Предки Айвазовского переселились из Западной Армении в XVIII веке. Его предки были торговцами и военачальниками, однако путь Ивана Айвазовского был определён практически с самого рождения. Мальчик демонстрировал творческие способности – сам научился играть на скрипке, а в 8 лет сделал свой первый рисунок парусника углём на стене дома. Несмотря на тяжёлое материальное положение, отец Ивана Константин купил мальчику карандаши и бумагу. Ещё в Феодосии местные художники и архитекторы обращали внимание на талант ребёнка – давали ему первые уроки, дарили краски. В 16 лет Айвазовский получил рекомендации в Императорскую академию художеств в Петербурге и учился там за казённый счёт.

Через четыре года обучения за картину «Штиль» он получил Большую Золотую медаль и право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу, где приобрёл известность. За свои полотна молодой Айвазовский получил золотую медаль Парижской академии художеств.

Не видел моря?

В Петербурге Иван Айвазовский проводил зимы, всё остальное время предпочитая жить в Крыму. Там черпал своё вдохновение, наслаждаясь видами Чёрного моря. Причём морские пейзажи, которыми он прославился, Айвазовский писал по памяти в своей мастерской.

«Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта. Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью», – писал художник.

Существует миф, что знаменитый маринист на самом деле никогда не видел настоящего моря. Это не так – Айвазовский всю жизнь провёл в Феодосии, а ещё много путешествовал, добравшись даже до Ниагарского водопада. Полотна с видами бушующего моря и морских сражений тоже не выдумка – всё это живописец видел своими глазами.

Но следует сказать, что однажды Иван Константинович всё же изобразил море, на котором никогда не был. В 1870 году он написал картину «Ледяные горы» по итогам антарктической экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Писал живописец со слов моряков, которые подробно описали антарктические льды.

Феноменальная скорость

Иван Айвазовский знаменит не только своими полотнами, но и скоростью их создания. Например, во время трёхлетнего путешествия по Европе он написал свыше 50 больших полотен. Что касается малых картин, то художник мог создать картину за один вечер. Например, во время званого обеда в честь 50-летия Айвазовского именинник подарил каждому гостю небольшие полотна с морским пейзажем. Производство таких миниатюр занимало минуты две – картон и фон готовили заранее, а сам мастер делал всего лишь несколько уверенных движений кистью.

При жизни Айвазовский провёл 125 персональных выставок, пользовался расположением русских императоров, однако среди поклонников его творчества были и критики: живописца обвиняли в том, что он поставил на поток создание морских пейзажей и пишет их уж слишком быстро. Среди критиков был Фёдор Достоевский, который сравнивал Айвазовского с Дюма. Но при этом отмечал: «Буря под Евпаторией Айвазовского так же изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер – без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре».

Признанный маринист создавал пейзажи, обращался к восточным мотивам, библейским и армянским сюжетам, а также писал портреты. Например, известно минимум 7 портретов Александра Сергеевича Пушкина. Учитывая плодовитость художника, изображений может быть больше.

Ревнивец и тиран

У художника была большая семья. Его первой женой стала англичанка Юлия Гревс, которая родила Айвазовскому четырёх дочерей. Этот брак можно было бы назвать удачей для молодой девушки – на 19-летнюю гувернантку обратил внимание не просто 31-летний художник, а уже признанный живописец, любимец императора Николая Первого. Правда, за внешне счастливой обеспеченной семьёй Айвазовских скрывалось насилие. Ревнивый художник бил супругу, выворачивал ей руки, а однажды бросил на землю так, что у неё из горла пошла кровь. Несчастная женщина писала письма императору, прося его о защите. Дело решили на уровне канцелярии, и супруги развелись через 12 лет после свадьбы. Айвазовский признавался, что за всю свою жизнь был счастлив с женой лишь две недели. Даже на фотографиях Айвазовские смотрят в разные стороны, а знаменитый художник ни разу не написал ни одного портрета своей жены.

Следующей избранницей мариниста стала 27-летняя вдова Анна Саркисова-Бурназян, которая была на 40 лет моложе своего мужа. По признанию Айвазовского, с ней он обрёл настоящее счастье и сделал её своей музой. Совместных детей у них не было.

Кстати, талант Айвазовского передался его внукам: четверо из них тоже стали живописцами.

Картины Ивана Айвазовского в Русском музее

«Девятый вал», 1850 год, холст, масло.
«Девятый вал», 1850 год, холст, масло. Фото: public domain

Темой полотна стало противостояние природы и человека. Живописец изобразил девятый вал – самую большую волну, которая неминуемо ведёт к гибели. Кажется, люди вот-вот погибнут, но тьму ночи прорезает свет. А это значит, что надежда на спасение ещё есть.

«Волна», 1889 год, холст, масло.
«Волна», 1889 год, холст, масло. Фото: public domain

На момент создания этой холодной, мрачной, но колоритной картины живописцу было уже 72 года. Айвазовский изобразил бурное движение волн, стихию, которая поглощает разбитый корабль. Надежды на спасение нет – над волнами нависают свинцовые тучи.

«Лунная ночь», 1860 год, холст, масло.
«Лунная ночь», 1860 год, холст, масло. Фото: public domain

К «лунной» теме Айвазовский обращался на протяжении всей жизни. Днём, во время пленэра, художник делал зарисовки, а сам ночной пейзаж писал в мастерской. Картины с ночной жизнью художника получались яркими, излучающими свет.

«Судак. Крепость», 1893 год, холст, масло.
«Судак. Крепость», 1893 год, холст, масло. Фото: public domain

Живописный Судак появлялся на полотнах художника в разных ипостасях. На картине, выставленной в Мраморном дворце, можно увидеть солнечный тёплый день и спокойное море. Лишь лёгкие волны лениво набегают на берег.

«Дворец дожей в Венеции при лунном освещении», 1878 год, холст, масло.
«Дворец дожей в Венеции при лунном освещении», 1878 год, холст, масло. Фото: public domain

Венеция всегда была любимой «моделью» живописца – впервые он побывал в этом городе в 1840 году и проникся его романтизмом, красотой и нетипичностью. На этой картине одно из самых знаменитых зданий Венеции в сложном освещении.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах