Примерное время чтения: 8 минут
396

«Мой водитель – Михаил Боярский». Лариса Луппиан о театре и семье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Аргументы и факты - Петербург 13/07/2022
На фото сцена из спектакля «В этом милом старом доме», Театр им. Ленсовета.
На фото сцена из спектакля «В этом милом старом доме», Театр им. Ленсовета. Театр имени Ленсовета

Легендарный театр имени Ленсовета готовится к встрече 90-летнего юбилея, который коллектив будет отмечать в 2023 году.

Почему у публики востребованы пьесы советского времени, отчего столь жестко звучит в наши дни Достоевский, как живет семья, в которой в каждом поколении – своя кинозвезда, об этом «АиФ» рассказала художественный руководитель, народная артистка России Лариса Луппиан.

Подсказка для публики

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Лариса Регинальдовна, в фойе вашего театра висят стенды с аннотациями, где кратко описывается – о чем спектакль, в каком стиле сделан, кто в нем играет. Зачем эти подсказки?

Лариса Луппиан: В нашем театре можно увидеть спектакли на любой вкус, и мы специально даем зрителям подсказку, чтобы они получили сведения, в которых нуждаются. Потому что если публика обманется в своих ожиданиях, она может разочароваться и обойти наш театр стороной. К тому же на фасаде тетра и в фойе есть постоянно работающий видеоэкран, разделенный на две части. В одной можно увидеть маленькие ролики и получить представление о каждом спектакле, который сегодня идет на сцене. Во второй мы показываем видео о прошлых работах, которых уже нет в репертуаре, но мы их помним, как и артистов, которые работали в Театре им. Ленсовета. Также о спектаклях, текущем репертуаре в подробностях рассказывается на нашем сайте.

– В вашем театре немало спектаклей, где показаны 1960–1980-е. Дань ностальгии по советскому времени? Как вы думаете, почему сегодня многие с теплотой мысленно возвращаются в эти годы, хотя жизнь тогда легкой не назовешь?

– Люди прежде всего вспоминают относительное спокойствие, искренность отношений, отсутствие социального расслоения, которое сегодня усиливается. Нам часто говорили о современных европейских ценностях, но, мне кажется, они нашему народу не очень подходят. Не случайно и многие театры снова возвращаются к драматургии 1960-х – Розову, Гельману, Арбузову, Зорину.

В их пьесах были нежность, чуткость, щемящая нота. Мы сопереживали их героям и сами становились лучше.

Три года назад мы поставили водевиль «В этом милом старом доме». Легкая история о благородной, немного старомодной семье, где ценят и уважают преданность, порядочность, где нет двойного дна. Люди сегодня в таких чувствах очень нуждаются и приходят с большим желанием, эмоционально реагируют на происходящее. С удовольствием бы еще сыграли аналогичную премьеру, но не можем найти хороший материал.

Увидеть себя со стороны

– Недавно отмечался юбилей Достоевского, и событием для города стала сценическая версия романа «Бесы». От происходящего на сцене веет бездной и холодом, но, может, в этом и цель?

– Спектакль получился мрачный, но он, как и роман, обнажает, а значит, пытается излечить наши пороки. Достоевский хорошо показал, как легко люди поддаются внушению и позволяют манипулировать собой. Как в них пробуждаются худшие качества, дремлющие в глубине натуры каждого человека. Другое дело, что одни позволяют разбудить в себе «темные силы», а другие – нет. Кстати, этот спектакль, несмотря на всю его жесткость, пользуется большой популярностью. Видимо, людям хочется посмотреть на себя со стороны и задуматься о нравственной стороне своих поступков.

– Вы рассказали, что в предстоящем сезоне один из акцентов будет сделан на спектаклях для детей, семейных просмотрах. Заранее готовите себе зрителей?

– У нас давно не было таких работ, и к Новому году в подарок маленьким и взрослым мы поставили «Снежную королеву». Сейчас планируем сделать спектакль для малышей по сказкам Маршака. Что касается «подготовки зрителей заранее» – почему нет? Пусть детки привыкают ходить в Театр им. Ленсовета. Считаю, что спектакли для детей должны быть очень качественными – серьезными, нежными, без чрезмерной яркости. Поэтому подходим к юным зрителям «с пастельными красками» – спокойно, без крикливости и громкой музыки. А если объясняем, то стараемся делать это деликатно, а не обрушивать весь поток информации. Также в планах – сделать спектакль для подростков, и сейчас мы пытаемся найти пьесу, где говорится о важных для этого возраста проблемах. У нас давно открыт студенческий абонемент, и я рада, что приходит много молодежи. Очень помогает «Пушкинская карта». Это замечательный проект, и мы видим, как все больше молодых людей пользуются предоставленными возможностями.

«Мой водитель – Михаил Боярский»

– Вы – известная актриса, 40 лет играли на сцене, а сейчас – менеджер, на подмостки почти не выходите. Нет чувства, что наступили на горло собственной песне?

– Нет, почему «наступила»? Я до сих пор играю в трех постановках и выхожу на сцену довольно часто. Правда, у меня нет новых работ, потому что сегодня моя основная задача думать о репертуаре, актерах нашего театра. И когда вижу, что роль совпала с артистом, – испытываю большую радость. Да, я менеджер и полностью погрузилась в эту стихию. У нас очень сильный коллектив, и я хочу, чтобы люди чувствовали: их статус – моральный и материальный – высок, их ценят и уважают.

– У вас большая творческая семья. Делитесь ли вы своими переживаниями, эмоциями с близкими?

– Дома мы стараемся рабочих вопросов не касаться. Но, конечно, после очередной премьеры, когда Миша посмотрит (Михаил Боярский, народный артист России, муж Ларисы Луппиан. – Прим. ред.), обязательно все разбираем, обсуждаем. Что понравилось, а что можно сделать по-другому. Миша ко всему относится с пониманием. Чем помогает? В основном тем, что садится за руль. Иногда в шутку говорю, что мой личный водитель – Михаил Боярский (улыбается). Рада, что все хорошо и у детей, внуков, что Лиза (Елизавета Боярская – заслуженная артистка России. – Прим. ред.) много снимается. В свое время я упустила этот шанс, не знала, что кино, телевидение – важная часть профессии и карьеры. Ведь театральный артист, даже популярный, не должен останавливаться. Ему тоже нужна узнаваемость, а ее можно получить, только появляясь на экране. Поэтому «делай, что должно, и будь что будет». Один из моих девизов.

– Вы сказали, что у вас в театре спектакли на любой вкус. А кошелек?

– Есть билеты и дорогие, для тех, кто хочет занимать места в первых рядах, и по 200 рублей. А когда играем днем – еще дешевле. Это наше принципиальное решение – доступные билеты. И меня возмущает, когда театры выставляют запредельные цены. Причем иногда состоятельные господа приходят просто потому, что это модный, нашумевший спектакль, а смысл действия они даже не воспринимают – зевают, «сидят» в телефоне. В то же время интеллигентным людям, настоящим ценителям, не хватает средств, чтобы посмотреть новую постановку. Поэтому должна быть гибкая ценовая политика.

Если вспомним, раньше была заполненной и «зажигала» как раз галерка. Ведь человеку без театра скучно, уныло. Когда приходишь в музей, филармонию – ты украшаешь свой день, наполняешь новыми красками. А если в театр – получаешь редкую возможность прожить не только свою, но и на несколько часов погрузиться еще в чью-то жизнь.

– Следующий год для Театра им. Ленсовета юбилейный – ему исполнится 90 лет. Каким он войдет в знаковый сезон?

– Наш театр – это праздник, место неординарных решений и ярких красок, где зритель может найти все, что ему нужно. Только в этом сезоне мы выпустили 11 премьер, из них 7 на большой сцене. Все они получились очень разными. Это комедия «Синьор из высшего общества» с Семеном Стругачевым в главной роли. Спектакль «Тартюф» режиссера Романа Кочержевского, поднимающий тему одиночества в семье. Выпустили и ностальгический спектакль-концерт по фильмам прошлых лет «О любви немало песен сложено», а также комедию для молодежи «Двенадцатая ночь». О смысле, вернее, бессмысленности жизни рассказывает и философский спектакль «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Завершили сезон необычным взглядом на Чехова режиссера Уланбека Баявлиева – пьесой «Вишневый сад» с Анной Ковальчук в главной роли.

Как видите, спектакли рассчитаны на самую широкую аудиторию – от социальных проблем до запросов театральных гурманов. Поэтому к юбилею Театр им. Ленсовета подходит в хорошей форме. Погружаемся в него с азартом и юмором. Сохраняем традиции, работаем в условиях сегодняшнего дня и постоянно идем вперед.

Досье. Лариса Луппиан
Родилась 26 января 1953 г. в Ташкенте. В 1974-м окончила ЛГИТМиК и пришла в Театр им. Ленсовета. В 1999-м присвоено звание народной артистки России. С 2019-го худрук Театра им. Ленсовета. Муж – Михаил Боярский, н. а. РФ. Двое детей и четверо внуков.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах