Примерное время чтения: 4 минуты
752

Нельзя, но очень хочется. В Петербурге запустили показ голливудских фильмов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Аргументы и факты - Петербург 13/07/2022
Народная любовь к отечественному кино сохраняется, но кинотеатры ориентируются на Голливуд.
Народная любовь к отечественному кино сохраняется, но кинотеатры ориентируются на Голливуд. / Сергей Хорошавин / АиФ

На большие экраны Петербурга вопреки запрету иностранных прокатчиков вернулись голливудские премьеры. Демонстрация контрафакта – огромный риск для кинотеатров, но и последняя возможность остаться на плаву. Чем чреваты такие показы, и какие лазейки использует бизнес – в материале spb.aif.ru.

Подпольный Том Круз

Петербуржцам выпала удача насладиться свежим голливудским блокбастером одновременно со зрителями во всем мире. Несмотря на то, что еще весной ведущие зарубежные киноконцерны запретили российский прокат, в одном из центральных кинотеатров города начали крутить «Топ Ганн: Маверик» с Томом Крузом, совершенно не прячась. На сайте киноцентра реклама фильма, правда, дается с пометкой, что она размещена и составлена некими арендаторами залов кинотеатра, которые, собственно, кинопоказ и ведут (что это за организации, на момент выхода статьи в киноцентре «АиФ» не ответили. – Прим. ред.).

В афише также указаны запретные новинки «Бэтмен», «Доктор Стрэндж: Мультивселенная безумия», «Соник 2 в кино», «Морбиус» – все с отсылкой к неназванным арендаторам. Билеты на эти фильмы продаются исключительно в кассах: онлайн не купить.

О закрытых кинопоказах поговаривали в Северной столице и ранее, но это были единичные слухи. Например, «Аврора», «Формула Кино», «Синема Парк», «Каро» эти блокбастеры не показывают. В основном горожанам предлагают либо отечественные новинки – и тут пока особо не разгуляешься, ведь традиционно сезон для них – это зимние праздники, либо зарубежные фильмы, побывавшие в прокате задолго до февральских событий (например, знакомый чуть ли не каждому «Достучаться до небес»).

По разным оценкам, культурное эмбарго лишило кинотеатры от 70 до 80% выручки, при том, что этот бизнес еще от пандемии отдышаться не успел. Полную заполняемость залов в Петербурге разрешили лишь 28 марта. Чтобы продержаться, кинотеатры стали транслировать спортивные мероприятия, записи театральных постановок, что вернуло по последним оценкам лишь до 10% от уровня прежней выручки.

Сигнал услышали

В Ассоциации владельцев кинотеатров еще в апреле осудили подобную практику незаконной демонстрации «пиратских, а точнее и правильнее – ворованных копий фильмов». Однако в июне официальная риторика сменилась.

«Если серьезно говорить, если мы хотим сохранить киносети, а их надо сохранить, <...> нужно думать о параллельном прокате, о принудительном лицензировании. Это как угодно можно называть, но это один из вариантов», – заявил спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Однако законодательной базы под параллельный киноимпорт пока так и не появилось, так что кинопоказ без лицензии для российских прокатчиков остается довольно рискованным. Нарушителям грозят немалые штрафы, конфискация оборудования, закрытие кинотеатра до 90 дней и даже – в исключительных случаях – ограничение свободы. Неназванные арендодатели, которые якобы показывают контрафактный фильм, несут такую же ответственность перед законом. Узаконивание параллельного импорта в киноиндустрии сняло бы с повестки эти вопросы. В качестве рабочей схемы на данный момент предлагается принудительное отчисление прокатной платы напрямую правообладателю, хочет он делиться этими правами или нет. На то она и принудительная лицензия.

Комментарий: «Вариант – от безнадеги»

Член Совета Ассоциации владельцев кинотеатров, специалист по авторскому праву Сергей Пирожков:

«Как кинотеатрам работать, не имея контента? Выход или закрыться – и тут речь идет о вымирании киноиндустрии в принципе, или уйти в серую зону видеосалона 1980–1990-х годов. Да, предприниматели рискуют, но невыплата зарплаты сотрудникам – это тоже прокурорская статья. Так что данная ситуация происходит только от безнадеги. Пока на эти нарушения не реагируют официальные органы: возможно, не было команды «сверху». Да и не так много сетей этим грешат. Думаю, если возьмутся за одного, это станет уроком для всех остальных. И ловушка здесь в том, что, показав 1 сеанс, учитывая срок исковой давности, поплатиться за это можно и через три года. То же касается и тех самых неназванных арендаторов, руками которых в кинотеатрах крутится контрафакт. В регионах уже были случаи с требованием указания полных реквизитов этих организаций для того, чтобы, возможно, приступить к дальнейшим действиям по пресечению правонарушений».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах