Советский композитор и пианист Дмитрий Шостакович за свою жизнь написал 15 симфоний, шесть концертов, музыку к трем операм и трем балетам, кинофильмам и театральным постановкам, а также множество произведений камерной музыки. Его сочинения стали настоящим символом советской эпохи и вписали имя Шостаковича в историю мирового искусства. SPB.AIF.RU рассказывает, как композитор написал свои самые известные симфонии.
Первая симфония
В 1919 году Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где проходил обучение по классам фортепиано и композиции. Он с необыкновенным рвением «грыз гранит науки», несмотря ни какие трудности. Время было непростым: гражданская война, революция, голод. В консерватории не было отопления, туда практически не ходил транспорт. По этим причинам многие начинающие музыканты бросали учебу, но только не Шостакович. Он не только прилежно учился, но и практически каждый день ходил на концерты в филармонию в поисках вдохновения. Юношу не сломили даже серьезные проблемы со здоровьем: в начале 1920-х годов он перенес тяжелую операцию и чуть не умер, но продолжил заниматься музыкой сразу после выписки из больницы.Дипломной работой Шостаковича стала его Первая симфония. Ее премьера прошла в Ленинграде 12 мая 1926 года и имела огромный успех у публики. Ценители искусства говорили, что в классической музыке наконец-то появилась значимая фигура – впервые после эмиграции Прокофьева, Рахманинова, Стравинского.
О дебюте юного композитора узнал прославленный немецкий дирижер Бруно Вальтер. Услышав симфонию, полную неожиданных переходов и контрастов, он попросил Шостаковича прислать ему партитуру. В ноябре 1927 года в Берлине состоялась зарубежная премьера симфонии. Вслед за этим произведение прозвучало в США, а затем его начали исполнять крупнейшие оркестры мира. 19-летний Шостакович стал знаменитостью.
Ленинградская симфония
Шостакович начал работу над своей Седьмой симфонией еще до начала Великой Отечественной, а заканчивал произведение уже во время блокады Ленинграда. Почти месяц композитор находился в осажденном городе, а 1 октября был эвакуирован в Куйбышев (теперь – Самара, прим.ред.). Именно там, в конце декабря 1941-го, он и завершил работу над симфонией. Труппа Большого театра, которая также была вывезена в Куйбышев, исполнила это произведение 5 марта 1942 года. Чуть позже симфония прозвучала в Москве и Ленинграде.
Ленинградцы мгновенно раскупили билеты в филармонию. За несколько недель до дня концерта музыканты были отозваны из военных частей. Некоторых положили на лечение в больницу, чтобы они отыграли симфонию, не упав в обморок от голода. 9 августа 1942 года в Ленинграде, где бесконечно разрывались вражеские снаряды, прозвучала Седьмая симфония Шостаковича. Как многие признавались впоследствии, музыка помогла им выжить: она стала символом жизни в блокадном городе и придавала сил его жителям. В народе она получила название «Ленинградской», или «блокадной».«Седьмая симфония стала моей самой популярной работой, - вспоминал потом сам композитор. - Однако меня огорчает, что люди не всегда понимают, о чем она, хотя из музыки все должно быть ясно. Ахматова написала свой «Реквием», а я свой».
Симфония №10
Десятая симфония далась Шостаковичу нелегко и стала автобиографичным сочинением композитора. Предыдущая симфония осталась непонятой и вызвала негодование критиков. В конце 1940-х Шостаковича назвали «формалистом». Многие его произведения оказались запрещены. Казалось, что его творчество больше не востребовано. Композитор потерял место в консерватории.
Симфония №10 появилась в 1953 году, через восемь лет после Девятой. Это 52-минутное произведение стало итогом тяжелого периода в жизни композитора. Критики ждали, что симфония станет настоящим триумфом Шостаковича, но в итоге скорее негативно отозвались о ней, как о странной и двусмысленной. Несмотря на это, Десятая симфония остается одним из самых знаковых произведений композитора, его исповедью и большим откровением.