Санкции и интерес
- Наш филиал в Малаге работает успешно, он уже принял около 70 тысяч посетителей, - рассказывает Владимир Гусев. - Теперь будем создавать Общество друзей Русского музея в Испании, там очень в этом заинтересованы.
АиФ-Петербург: - Интерес к русской культуре, несмотря на сложную политическую обстановку, не падает?
- Нет. Запреты и санкции даже подогревают интерес. Задача музея, которую мы решаем на протяжении последних двадцати лет, преодолеть представление о русском изобразительном искусстве как о второстепенном, догоняющем западное. Это не так! Уже в XIX веке работы Кипренского, которые он написал в Италии, не выпускали из страны под предлогом, что русский художник так не может, что это произведения… Рембрандта. Ну, а русский авангард стал мировым законодателем.
Активная деятельность музея за рубежом постепенно срабатывает, количество переходит в качество. Так, в Бразилии наша выставка вошла в тройку мировых лидеров по посещаемости. Активно интересуются сотрудничеством страны Карибского региона, Китай.
АиФ-Петербург: - В нашей стране в последнее время музеи становятся объектами невежественной агрессии и скандалов. Вас критиковали за реставрацию Летнего сада, теперь не прекращаются волнения по поводу платного входа. Как выживаете в атмосфере критики?
- Атмосфера давления и критики - привычная, поэтому и выживаем, и проекты реализуем. Внутренняя уверенность помогает выдерживать внешнее давление. И мы считаем, что с Летним садом сделали всё, что нужно: сохранили планировку, деревья. Что касается критики, то она должна базироваться на знании материалов, а у нас - домыслы и поиски скандальных разоблачений.
Насчёт платного входа. Всеми силами этому противлюсь, но всё зависит от ситуации с финансами в стране. Если мы и введём плату, то очень умеренную.
АиФ-Петербург: - Когда откроется после реставрации Летний дворец? И закроется Домик Петра Первого?
- Летний дворец откроем на будущий год, но сделали не полную реставрацию, а то, что позволили урезанные средства. Главное - предотвратили возможность разрушения здания.
Ситуацию с Домиком Петра смогу прояснить в начале следующего года. Начнём реставрировать, когда будет уверенность в нормальном финансировании. А если «давайте сделаем быстро и дёшево», то лучше подождём, там положение не катастрофическое.
АиФ-Петербург: - А не возникло ли катастрофической ситуации с охраной экспонатов?
- В нашем музее - нет, потому что вневедомственную охрану хоть и сократили, но оставили. Как и в других крупных музеях. А вот для малых ситуация сложная, они остались один на один с частниками, а их услуги дороже, чем государственные.
Помню, когда был на стажировке в Америке, столкнулся с тем, что в Вашингтонской национальной галерее часть залов была закрыта. В США почти нет государственных музеев, в основном частные. Государство или город могут давать какие-то деньги на охрану. А тут - не дали, вот залы и закрыли. Боюсь, когда-нибудь и нам придётся пойти на это.
Путь искусства
АиФ-Петербург: - У государства культура сегодня не в приоритете. Как это сказывается на вас?
- Сегодняшние возможности государства не позволяют достаточно свободно определять наши приоритеты. Их определяет ситуация. Действительно, мы пережили музейный бум, когда культура была в приоритете и нормально финансировалась. Но сейчас всё по-другому. Надеюсь, что придёт время, когда у чиновников сработает инстинкт самосохранения, и культура вернётся в главенствующую позицию в иерархии приоритетов, потому что это безопасность общества. Это то, что противостоит агрессии и террору в широком понимании.
АиФ-Петербург: - Может ли музей оказывать влияние на развитие города, общества?
- Появление общедоступных музеев - это и есть результат развития общества. Вот как человек взрослеет, и у него возникает потребность взглянуть на пройденный путь, так и музеи появились, когда у цивилизации возникла такая потребность. В России рост национального самосознания произошёл после войны 1812 года. До этого были, конечно, частные коллекции, но назрела необходимость взглянуть на преодолённый русским искусством путь. И ровно 120 лет назад, в 1895 году, император Николай Второй подписал указ о создании Русского музея.
Музеи оказывают влияние на развитие города, потому что привлекают туристов. И надо развивать инфраструктуру, гостиницы, стоянки, кафе. Или вот принадлежащие нам дворцы давно оборудовали для инвалидов. А как об инвалидах заботится город: могут ли они выехать из своего подъезда, воспользоваться общественным транспортом, чтобы добраться до музея?
Сердце радуется
АиФ-Петербург: - Кого в современном обществе можно, на ваш взгляд, считать культурным человеком?
- По-моему, определение «в современном» - лишнее. Ведь что такое культура? Это то, что позволяет нам называться обществом, а не стадом. И культурный человек, на мой взгляд, тот, кто в своих помыслах и поступках противостоит всему, что может вновь разрушить общество и превратить его в стадо. Культурный человек несёт в себе противостояние агрессии, террору, вандализму.
АиФ-Петербург: - Вопрос из личного опыта: почему в музеях так устаёшь?
- Я тоже устаю, поэтому и не люблю огромные музеи. Видимо, давит энергетика, заложенная в произведениях. Вещи ведь разные, есть агрессивные. В музее нельзя проводить очень много времени, насильно заставлять ходить туда детей. Если им интересно - другое дело. Скоро каникулы, детей приходит столько, что сердце радуется.
АиФ-Петербург: - Виртуальные филиалы, которых у Русского музея уже больше 170, рассчитаны, прежде всего, на молодёжь?
- Мы не гонимся за количеством, главное - качество. Нас пугали, что молодёжь будет ходить в электронные филиалы, а не в реальный музей. Этого не случилось. Скорее, наоборот.
Интересно, что когда открывали виртуальный филиал в Лондоне, журналист спросил, зачем это надо, если есть Интернет? Но в Интернете никто не несёт ответственность за уровень и достоверность информации, а у нас она идёт от специалистов. И есть эксклюзивность.