Актёра называют знаковой фигурой не только в истории Большого драматического театра, но и в истории русского театра второй половины ХХ века. В знаменитой труппе, собранной Георгием Товстоноговым, Лебедев был одним из самых виртуозных артистов. Его мастерство принесло успех многим спектаклям, в числе которых снискавшая мировую известность «Истории лошади».
«Поповский сын»
Будущий актёр родился в городе Балаково в семье священника, и был вынужден скрывать своё происхождение. С десяти лет он воспитывался у деда в Самаре, но в 1933 году ему, как «поповскому сыну» пришлось покинуть город. Лебедев поселился в Москве, учился в Техникуме театрального искусства (ныне – ГИТИС), но в 1937 году стал ещё и сыном «врага народа» - его отец был репрессирован.
Странствия по стране продолжались, с 1940 года артист служил в Тбилисском русском ТЮЗе. Здесь он познакомился с Георгием Товстоноговым, с которым в дальнейшем будет связана вся творческая судьба.
В годы войны Лебедев вместе с группой артистов выступал в воинских подразделениях и госпиталях, он был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1949 году Лебедев покинул Тбилиси, и в Москве на актёрской бирже случайно встретил Товстоногова, который только что был назначен главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.
На этой сцене Евгений Алексеевич дебютировал в роли Сани Григорьева в спектакле «Два капитана». В 1956-м Лебедев, вслед за Товстоноговым, перешёл в БДТ, где служил до конца своих дней. Интересно, что и личная жизнь Евгения Алексеевича была связана с семьёй Товстоногова: Лебедев был женат на родной сестре Георгия Александровича – Нателе. И жили все не просто в квартирах на одной лестничной площадке, а даже прорубили дверь в стене, чтобы объединиться.
Творчество актёра было по-достоинству оценено современниками: он был Народным артистом СССР, лауреатом Ленинской и Государственной премий.
SPB.AIF.RU вспоминает пять ролей, сыгранных Лебедевым в его родном Большом драматическом театре.
«Карьера Артуро Уи», 1963 год
В роли гангстера Артуро Уи, который по задумке автора пьесы-памфлета Бертольда Брехта представлял собой рвущегося к власти Гитлера, Лебедев дал волю своему темпераменту. В знаменитой сцене, когда Артуро берёт уроки светского поведения и речи, актёр на глазах превращался из жалкого фигляра в зловещего фюрера. Недаром Лебедев с тюзовских времён играл сказочных чудищ и всю жизнь показывал в концертах Бабу Ягу. В роли Артуро он демонстрировал фантастическую пластику, громадный диапазон голоса. Кстати, специалисты считали, что Лебедев мог бы стать оперным певцом.
«Мещане», 1966 год
Этот знаменитый спектакль стал известен не только ленинградской публике, но и всесоюзной, благодаря телефильму, поставленному Товстоноговым, и много раз демонстрировавшемуся на голубом экране. Это было важным, так как в сам БДТ достать билет на «Мещан» на протяжении почти двадцатилетней истории спектакля достать было невозможно. Создатели спектакля, в том числе, Лебедев, были удостоены Государственной премии. Ну а работа Евгения Алексеевича до сих пор современна, ведь актёр сыграл своего героя – главу семьи Бессеменова, как трагический персонаж, тщетно пытающийся понять новое поколение, в том числе – собственных детей.
«Холстомер», 1975 год
Не многие знают, что свою знаменитую роль «лошади» артист сыграл после инсульта, когда ему пришлось заново учиться ходить и говорить.
Победить болезнь помогла вера, заложенная отцом: «Трудись – и воздастся тебе, стучи – и откроются тебе двери познания жизни, ищи – и найдёшь…»
И свершилось чудо – актёр вернулся на сцену. По признанию Лебедева, прежде чем сказать первую фразу роли: «Когда я родился…», он всегда вспоминал отца и мать. А в минуту гибели Холстомера под ножом, едва заметным движением выбрасывал из-под ворота перетянутой сбруей рубахи кроваво-красную ленту.
Стоит добавить, что сценическая версия «Истории лошади» Льва Толстого, смогла осуществиться и на многие годы завоевать сердца зрителей во многом благодаря Лебедеву, его гениальному постижению образа.
«Дядя Ваня», 1982 год
И этот спектакль был со временем перенесён Товстоноговым на экран. Лебедев играл профессора Серебрякова, занятого своими болезнями и капризами, отошедшего от дел, но нравоучительно наставляющего окружающих: «Дело надо делать, господа». В этой роли «неистовый лицедей» Лебедев сдерживал свой темперамент, тем выразительнее были его «спокойные» монологи.
Сам актёр за десять лет до ухода из жизни писал: «Неужели мне 70 лет?! Говорю, и не верю сам себе. Куда девалась середина длиною в 30 лет? Какая короткая жизнь! С гулькин нос…
Пересматриваешь старые фотографии, свидетели прожитых лет. Если бы не моя профессия. Их могло бы не быть. У артиста только и остаётся, что фотографии. Да память тех, кто видел тебя и запомнил».