В Театре комедии, в только что открывшемся после реставрации Белом зале, на днях чествовали народного артиста России Петра Вельяминова. Повод - пятидесятилетие творческой деятельности и присвоение ордена "За заслуги перед Отечеством". Вельяминов сыграл более 150 ролей в театре и 120 - в кино, хотя и не имеет актерского образования. Сын офицера царской армии - а род Вельяминовых известен с IX века, со времен Ярослава Мудрого, - он в шестнадцать лет был арестован и получил десять лет лагерей. В культурно-воспитательной части ГУЛАГа и обучался актерскому мастерству. Зато на вечере ректор Академии театрального искусства вручил Петру Сергеевичу студенческий билет за номером первым. На что Вельяминов заметил: "Надеюсь, в следующий юбилей вы дадите мне диплом об окончании".
Первая роль в кино
Поздравить друга приехал московский режиссер Валерий Усков, который стал его "крестным отцом" в кино, пригласив никому не известного провинциального актера на главную роль в сериале "Тени исчезают в полдень". По воспоминаниям Валерия Ивановича, было так: "Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе "Кандидат партии", состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза".
Петр Сергеевич рассказывает историю знакомства со своей точки зрения: "Прихожу в антракте в гримерную, там с коллегой разговаривают два каких-то незнакомца. Стал поправлять грим - смотрят на меня пристально. Мне такая бесцеремонность не понравилась. Вдруг Усков говорит: "Мы ради вас пришли. Мы режиссеры из Москвы", - у меня от этих слов сердце подпрыгнуло: наконец-то! Не знаю, что и ответить, и для поддержания разговора спрашиваю: "А что вы снимали?" Они стали называть картины, а я ни одной не смотрел, пришлось в этом каждый раз признаваться. "Вот, - думаю, - дернул черт поинтересоваться". Наконец называют картину "Неподсуден", афиши которой недавно по всему Свердловску висели. Но и ее я не видел, говорю: "Болел!". Стали они рассказывать о сериале, что он по роману известного писателя Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень", а я не читал. "Вот, - думаю, - не произвел я впечатления, в кино не хожу, книг не читаю", - но нашелся: "Товарищ обещал дать почитать и до сих пор не принес".
Первая съемка
О первом съемочном дне будущей звезды Усков повествует так: "Снимали сцену, когда кулак Меньшиков издевается над батраком Захаром Большовым - Вельяминовым, показывая, чего стоит его кулак. Артист Полежаев так хватанул Вельминова по подбородку, что у того из губы пошла кровь, а на глазах выступили слезы. Мы довольны: "Вот она, социальная правда!" Подходим к Вельяминову: "Петя, это кино, нужно сделать еще один дубль". Он вытер слезы: "Ну ладно!" И после этого мы повторяли сцену еще семь-восемь раз".
Петр Сергеевич о съемках рассказывает так: "Поначалу нужно было сделать кинопробы. Режиссеры решили меня перекрасить в блондина, но экспериментальная японская краска дала ярко-зеленый цвет майского газона. Гример стал меня вновь перекрашивать, прибегает ассистент: "Пора!" Захожу в студию и слышу голос Людмилы Зыкиной, которая поет "Гляжу в озера синие" - режиссеры и ее пробовали. Стою я с зеленой головой, в рубище 68-го размера и вдруг вижу, что Зыкина с Усковым ко мне направляются. Народная артистка, лауреат государственной премии! Думаю, женщина должна представляться первой, когда она скажет: "Людмила Георгиевна Зыкина", - с достоинством отвечу: "Петр Сергеевич Вельяминов". Она подает руку: "Люда", - а я от неожиданности пискнул: "Петя", - да еще через "ё".