Примерное время чтения: 8 минут
5520

Один «из стада». Как Тургенев 40 лет страдал по Полине Виардо

Полина Виардо стала прототипом главной героини романа «Консуэло» Жорж Санд.
Полина Виардо стала прототипом главной героини романа «Консуэло» Жорж Санд. Commons.wikimedia.org

«Мне его представили со словами: «Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт», - вспоминала Полина Виардо свою первую встречу с Иваном Тургеневым. Их знакомство произошло в доме поэта и преподавателя литературы майора Комарова. 

В 1843 году Полине было 22 года. Она не так давно вышла замуж за композитора и директора Théatre Italien в Париже Луи Виардо, который был старше нее на 21 год. Тургеневу же было 25 лет. У него за плечами был роман с белошвейкой Дуняшей, которая родила от него дочь Пелагею. Тургенев официально признает ее лишь в 1857-м, когда девушке исполнится 15 лет. Несмотря на недавний скандал, связанный с амурными делами молодой помещик, был открыт новым знакомствам. Осенью 43-го он впервые увидел в петербургской опере Полину и потерял покой.

«С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз, с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину…» - писал он. Это чувство он берег 40 лет: с 1843 года по 1883.

«Божественно вдохновлялась»

По воспоминаниям современников, Полина имела необычную внешность. Красавицей ее назвать было сложно. Тем не менее, дочь испанского певца Мануэля Гарсиа, имевшего, по разным данным, маврское, еврейское или цыганское происхождение, она стала настоящей роковой женщиной, вокруг которой были толпы воздыхателей.

Полина Виардо.
Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в 1843 году, услышав её исполнение в «Севильском цирюльнике». . Фото: Commons.wikimedia.org

«Для того чтобы женщина пользовалась успехом, она должна на всякий случай придерживать около себя совершенно ненужных поклонников. Должно быть стадо», - говорила одна из самых ярких женщин 19 века.

В это «стадо» входили такие известные личности, как французский композитор  Гектор Берлиоз,  живописец Морис Санд (сын писательницы Жорж Санд), музыкальный критик, основатель жанра французской лирической оперы  Шарль Гуно, живописец Ари Шеффер и писатель Иван Тургенев.

По мнению современников, Виардо преображалась, когда выходила на сцену.

Художник Боголюбов так описал ее: «была нехороша собой, но была стройна и даже худощава, у нее до старости были чудные черные волосы, умные бархатистые глаза и матовый цвет лица… Рот ее был большой и безобразный, но только она начинала петь — о недостатках лица и речи не было, она божественно вдохновлялась, являлась такой красавицей могучею, такой актрисой, что театр дрожал от рукоплесканий и браво, цветы сыпались на сцену, и в этом восторженном шуме царица сцены скрывалась за падающим занавесом…».

Ее внешность Гейне сравнивал даже с экзотическим и чудовищным пейзажем. А один бельгийский художник так охарактеризовал певицу: «Она отчаянно некрасива, но если бы я увидел ее во второй раз, непременно влюбился бы».

Именно Полина стала прообразом Консуэло – героини одноименного романа французской писательницы Жорж Санд. О магических чарах Виардо достаточно говорит фраза, которую в романе произносит влюбленный итальянец Андзолето: «Консуэло — лучшая певица во всей Италии, и я ошибался, сомневаясь, что она к тому же и красивейшая женщина в мире». 

Полина Виардо. Художник Т. А. Нефф, 1842 год. Фото: Public Domain

К слову, именно Жорж Санд, чей сын не устоял перед обаянием Полины,  познакомила певицу с Луи Виардо, бывшим журналистом, возглавившим Итальянский театр в Париже. У них получился крепкий союз яркой певицы и директора театра. Через два месяца после свадьбы Полина писала подруге из Рима: «Как Вы мне и обещали, я нашла в Луи возвышенный ум, глубокую душу и благородный характер...»  Правда, разница темпераментов давала о себе знать. Но Луи не мучал жену приступами ревности, а восторженные взгляды поклонников позволяли мадам Виардо царить на сцене и за ее кулисами.

«Медвежий союз»

В России Полина быстро нашла свою публику. Во время гастролей в 1844 году она выступала на одной сцене с Антонио Тамбурини и Джованни Баттиста Рубини.

Полина Виардо
Луи любил жену и относился с уважением к её личности, не докучая ревностью. Фото: Commons.wikimedia.org

В числе ее поклонников оказался и сын директора императорских театров Степан Гедеонов. Якобы по его приказу возле сцены Большого театра была устроена комната, где Виардо проводила несколько часов после каждого спектакля.  В эту комнату могли входить только избранные. Среди них были  - сам Степан Гедеонов, преподаватель литературы, майор Комаров, поэт Иван Мятлев и писатель Иван Тургенев.  Все они были хорошими  охотниками. Сохранилась история, как на охоте под Петербургом они убили медведя и «привезли в подарок своей богине редкую по красоте и величине шкуру»: «Полина Виардо, всякий раз после спектакля покоилась на этой шкуре, а друзья помещались у лап, занимали артистку рассказами о своих похождениях, читали стихи. Вскоре счастливцев прозвали четырьмя лапами: первой, второй, третьей и четвертой»

Однако такой «медвежий союз» не продлился долго. В 1844-м году Мятлев неожиданно скончался. А мучимый ревностью Геодонов запретил к постановке пьесы соперника – Ивана Тургенева. Правда, Ивану Сергеевичу удалось удержаться у «трона богини». 

Когда гастроли Виардо в России подошли к концу, он последовал за ней за рубеж. Страсть, сжигающая писателя, не была ни для кого секретом. Лев Толстой, который приезжал в тот год в Париж, писал: «Никогда не думал, что он способен так сильно любить».  И добавлял: : «Он жалок ужасно. Страдает морально так, как может страдать только человек с его воображением». 

О чувствах, которые испытывал Тургенев, говорят его письма к Полине: «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный».

Его чувства выдержали испытания годами. Они напоминали болезнь и наваждение. Фактически эта любовь, привела к тому, что он 20 лет жил с ним в одном доме, «на краю чужого гнезда», как говорил он сам. 

Тургенев дважды пытался наладить свою семейную жизнь, но образ Виардо затмевал собой всех женщин, которых встречал он на своем пути.

Как-то он писал Афанасию Фету: «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».

К слову, дочь писателя Пелагея с восьми лет воспитывалась в семье Полины Виардо во Франции. Сам Тургенев изменил её имя с Пелагеи на Полина (Полинет, Paulinette), что казалось ему более благозвучным.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах