Примерное время чтения: 6 минут
4301

От хмурого бунтаря до элегантного денди. Как Маяковский стал иконой стиля

Поэт умел одеваться со вкусом.
Поэт умел одеваться со вкусом. Public Domain

Собственная манера одеваться сложилась у Владимира Маяковского не сразу. Он был и эпатажным художником в подпоясанной шелковым бантом блузе, и бунтарем в ярко-желтой кофте, и денди в элегантном костюме с безупречно подобранным галстуком. Стиль поэта часто менялся, но одно оставалось неизменным: Маяковский всегда был авторитетом для окружающих, и ему подражали, стремились быть похожими на него. «Сам Маяковский, может быть, не был красивым в обычном понимании слова, – писал о поэте журналист Илья Березарк, – но он был статен, очень пластичен, умел красиво носить свой скромный пиджак, свой джемпер. Даже в его внешнем облике чувствовалось обаяние поэта». SPB.AIF.RU рассказывает о том, как из нелепо одетого юноши Маяковский превратился в настоящую икону стиля своей эпохи.

Желтая кофта как символ футуризма

Владимир Маяковский стал известен публике в 1910-х годах, когда начали публиковаться первые пробы пера молодого поэта. Он сразу же запомнился не только своими стихами, но и необычным внешним видом. «Маяковский был высокого роста, со слегка впалой грудью, с длинными руками и большими кистями, красными от холода, - писал Давид Бурлюк. – Голова юноши была увенчана густыми темными волосами, стричь которые он начал много позже; с желтыми щеками, лицо его смягчено крупным, жадным к поцелуям, варенью и табаку ртом, прикрытым большими губами; нижняя во время разговора кривилась на левую сторону. Это придавало его речи, внешне, характер издевки и наглости. Губы Маяковского всегда были плотно сжаты».

Завершали образ поэта блуза свободного покроя с шелковым шнуром-поясом, широкополая фетровая шляпа и большой атласный бант на шее. Такой наряд Маяковский выбрал для себя не потому, что хотел выглядеть богемно, а потому что у него просто не было средств на покупку хорошей одежды. Парадоксально, но именно этот образ и произвел впечатление на окружающих. «Костюмов у меня не было никогда, – вспоминал сам поэт. – Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор».

Вместо галстука молодой Маяковский носил бант.
Вместо галстука молодой Маяковский носил бант. Фото: Public Domain

После того, как странный образ приняли на «ура», Маяковский начал делать упор на эпатаж в одежде. На свое первое публичное чтение стихов он пришел в яркой желтой кофте, которая впоследствии станет своеобразным символом русского футуризма. В гардеробе поэта появились розовый смокинг с черными отворотами и красный жилет, а вместе с желтой кофтой Маяковский любил надевать черный цилиндр – для усиления эффекта.

«Напоминал английского аристократа»

Стиль Маяковского в 1915 году изменило знакомство с главной женщиной его жизни – Лилей Брик. В окружении поэта замечали, что он стал походить на буржуа: вместо старых потертых пиджаков он начал носить модное английское пальто с кепкой и наконец-то постригся. В его гардеробе стали появляться сшитые с иголочки костюмы, противником которых он был еще совсем недавно, рубашки пастельных тонов и подобранные к ним галстуки. К носкам и каблукам своих туфель Маяковский приделывал металлические набойки, благодаря чему о приближении поэта было известно еще до того, как он появлялся на месте.

К своему новому элегантному образу поэт добавлял аксессуары: кожаный кошелек, папку и небольшой чемоданчик со своими инициалами «W.M.». Больше всего Маяковский любил трости: он приобретал их во время каждого своего путешествия, и в коллекции поэта насчитывалось более десятка экземпляров. Особенно поэт был привязан к трости, которую ему подарил мексиканский художник Диего Ривера. На ней были вырезаны изображения разных животных и растений.

От хмурого бунтаря в Маяковском не осталось ничего. Таким поэта узнала Татьяна Яковлева – его возлюбленная из Парижа. «Что меня поразило, так это его манеры – просты и изысканные, – отмечала Яковлева. – Он скорее напоминал английского аристократа и выправкой, и одеждой, и уж никак не связывался с тем образом, который слагался в моем сознании из его футуристической желтой кофты, скандальных выступлений, из его режущего бритвой острословия и шумной славы пролетарского поэта-трибуна».

Простота одежды в повседневной жизни

Друзья Маяковского вспоминали, что в повседневной жизни поэт не гнался за модой. Когда не нужно было выходить в свет, он предпочитал удобную и простую одежду: спортивные костюмы, недорогую куртку на меху, знаменитый клетчатый пуловер, котором поэт так часто предстает на фотографиях последних лет жизни. Такие образы не утратили своей актуальности и в настоящее время.

В обычной жизни поэт носил простую одежду.
В обычной жизни поэт носил простую одежду. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Самые известные наряды поэта можно увидеть на выставке «Маяковский «Haute couture»: искусство одеваться», которая будет проходить в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге до 22 января 2018 года. Сюда привезли из Москвы все подлинные костюмы поэта, известные его поклонникам по старым фотографиям. Среди экспонатов – купальный костюм, в котором поэт был запечатлен на отдыхе на море вместе с Лилей Брик, коллекция его галстуков и цилиндров, клетчатый пуловер, шелковый бант, часы и кошельки, куртки и ботинки Маяковского. Отдельное место на выставке занимает футуристическая желтая кофта: правда, это реконструкция, но в одной из витрин все-таки представлен отрез тот самой ткани, из которой была сшита настоящая кофта.

Посетители выставки смогут проследить, как менялся образ поэта, а также узнать, почему манера Маяковского одеваться стала образцом стиля, которого придерживаются по сей день.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах