«Служебный роман», 1977 год
В этом фильме Эльдар Рязанов изначально хотел снимать определенных актеров и в главной роли «серой мышки» Калугиной видел только Алису Фрейндлих. Однако заполучить артистку оказалось непросто. Во-первых, на ней держался весь репертуар петербургского театра им. Ленсовета. Во-вторых, она была женой главного режиссера. И тогда Рязанов сделал ход конем. Лично приехал в Ленинград и уговорил Игоря Владимирова отпустить супругу и приму труппы. Своего Рязанов добился наполовину: жену Владимиров отпустил, а вот ведущую артистку – нет. В итоге Фрейндлих днем снималась у Рязанова, вечером садилась в поезд, утром заскакивала домой принять душ и мчалась в театр на репетицию. Потом – короткий отдых за кулисами, вечерний спектакль, ночь в поезде и новая съемка. Так – почти полгода.
Но от актрисы требовался не только трудовой героизм. Нужно было себя изуродовать до неузнаваемости, а на это не каждая решится. Создать образ женщины, которая «вся скрючится, скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу, как будто сваи вколачивает». Фрейндлих отважилась. Перекрасилась в темную шатенку и «живенько» зализала волосы, надела уродливую обувь и грубые несуразные очки, которые принес из дома оператор. Такие носил его пожилой отец. Долго не могли подобрать костюм.
«Мы с Рязановым облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи, – вспоминала актриса. – Требовалось, чтобы они соответствовали образу «руководящей Золушки» – замученной жизнью в футляре собственной недосказанности, «мымре», как прозвали ее сотрудники».
Результат стоил всех потраченных усилий. Фильм имел огромный успех. Его посмотрели свыше 58 миллионов зрителей. По сей день роль Калугиной остается наиболее известной в карьере Алисы Бруновны, а сама актриса считает ее одной из самых любимых. Картину оценили и руководители государства – все создатели ленты были удостоены Государственной премии СССР. Все – кроме Фрейндлих. Но злых происков здесь нет. Дело в том, что в 1976-м Алиса Бруновна уже получала высокую награду «за театральные заслуги», а по законам СССР становиться лауреатом можно было не чаще, чем раз в два года… Сама она на вопрос, не обидно ли, отвечала так: «Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Союзе, что мне даже смешно».
За роль Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года. Примечательно, что во время создания ленты проявила не только актерские, но и музыкальные способности звезды. Две песни в ее исполнении – «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» – сразу же стали хитами и до сих пор широко исполняются.
«Д'Артаньян и три мушкетера», 1978 год
В экранизации романа Александра Дюма Фрейндлих получила роль королевы. Утвердили ее безоговорочно. Кажется, играя историческую персону, можно было пойти по традиционному пути. Но актриса и здесь осталась верна вдумчивому подходу. Она попросила режиссера помочь ей найти… «зерно роли». В ответ Юнгвальд-Хилькевич начал рассказывать Алисе Бруновне чуть ли не всю биографию героини: что Анна Австрийская была полуиспанка-полунемка, что ее затравили, и в первую очередь кардинал, которому женщина однажды посмела отказать в близости, и т. д. Казалось, все ясно, но затем Фрейндлих задала очередной вопрос: «А почему королева подарила опальному герцогу столь заметную вещь, как подвески?» Озадаченный Хилькевич взял десятиминутный тайм-аут на раздумья, а затем выдвинул свою версию.
«Анна подарила подвески, потому что единственное, чем она могла насолить королю, так это отдать его же подарок! Испанское проявление непокорности наряду с австрийской расчетливой холодностью».
Такое «зерно роли» Фрейндлих устраивало, и она стала играть свою героиню именно в этих красках. В итоге ее Анна Австрийская не похожа на других венценосных особ.
«Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе, – рассказывала артистка об этой работе. – Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой».
Кстати, в «Трех мушкетерах» она вернулась к музыкальному творчеству и, как и в «Служебном романе», исполнила несколько песен, которые стали популярными.
«Сталкер», 1979 год
В этом фильме Андрея Тарковского у Алисы Фрейндлих небольшая, но очень заметная роль жены Сталкера. Кстати, у нее был реальный шанс сыграть у Тарковского, которого Фрейндлих считала «одержимым гением», роль и в прославленном фильме «Зеркало». Не случилось, и вот почему. В 1974-м в спектакле «Варшавская мелодия» ее партнером по сцене был Анатолий Солоницын, друг и один из любимых актеров Тарковского, который уже снялся у него в нашумевших «Рублеве» и «Солярисе». Между артистами установились дружеские неформальные отношения, и Солоницын очень хотел, чтобы Фрейндлих тоже сыграла у знаменитого режиссера. Поэтому когда Тарковский пришел на их спектакль, он сделала все, чтобы обратить его внимание на Алису. Это удалось.
«После спектакля Толя принес мне записочку, которая, помню, начиналась: «Госпожа Фрейндлих!..» – обращение, которое до недавних пор можно было услышать только от иностранцев. В этом был Тарковский. Он писал, что спектакль ему симпатичен, и он хочет, чтобы я сыграла у него в новом фильме небольшую роль».
Фрейндлих согласилась, хотя съемки совпадали с гастролями. Однако начались изменения сценария, сроков, как это часто бывало у Тарковского, и в результате она так и не смогла приехать. А ее роль «подруги матери» досталась Алле Демидовой. Но в «Сталкере» все сошлось. Несмотря на второй план, Тарковский придавал роли жены Сталкера большое значение, не случайно закадровый фрагмент из Евангелия звучит именно из ее уст.
«Когда снималась первая сцена – пробуждение Сталкера, жены и Мартышки, – так долго проверяли все, даже мельчайшие детали, что я и в самом деле уснула в постели, куда нас положили, – рассказывала потом актриса. – Все происходило тихо, без окриков, полушепотом, как в операционной: боялись разрушить атмосферу».
С такой же отдачей снимали и сцену истерики.
«Тарковский добивался нужной ему эмоциональной наполненности с помощью многократных дублей, – вспоминала Фрейндлих. – Поскольку играть нужно было истерику, и напряжение с каждым дублем нагнеталось, под конец мне стало плохо. Жена Тарковского, которая была его ассистентом, потребовала, чтобы он остановил съемку. Меня просто унесли, и какое-то время я еще приходила в себя».
Работа над этим фильмом стала для Фрейндлих серьезным рубежом. Она вошла в команду, которую Тарковский подбирал по «группе крови», а такое не забывается.
«Жестокий романс», 1984 год
В этой ленте Эльдар Рязанов тоже заранее знал, «кто кого будет играть». Так Михалкова – Паратова, Мягкова – Карандышева, и Фрейндлих в роли Огудаловой он «увидел сразу». Кастинга, по сути, не было, пробы проходила только дебютантка Лариса Гузеева. Именитые артисты тоже без сомнения приняли предложение любимого режиссера. Однако его трактовка хрестоматийных образов была другой, чем в пьесе Островского и советских экранизациях.
«Мое видение персонажей не совпадало с принятым и устоявшимся за эти годы, – впоследствии писал Рязанов. – Я, например, был уверен, что Харита Игнатьевна Огудалова – не монументальная купчиха, какой она была в фильме Протазанова в исполнении Ольги Пыжовой. Мне Огудалова виделась еще молодой женщиной лет сорока максимум. Да, она мать трех дочерей, но в те времена рожали рано. И она еще не прочь устроить свою личную жизнь. А на руках три дочери. Одну выдала замуж за иностранца – неудачно, оказался шулером. Другая вышла замуж за грузина – он ее зарезал из ревности. Теперь надо младшую, самую дорогую, отдавать. Мне хотелось, чтобы, с одной стороны, Харита Игнатьевна вызывала сочувствие, с другой – внушала бы отвращение тем, что заискивает перед богатыми. Сыграть совокупность этих качеств, по-моему, могла только Алиса Фрейндлих».
Алиса Бруновна с ролью, как и ее знаменитые партнеры, справилась блестяще. Кстати, немногие знают, что, играя мать «бесприданницы», она и вне кадра много помогала исполнительнице главной роли – тогда начинающей Ларисе Гузеевой. Ведь Гузеева сама признавалась, что с Ларисой Огудаловой у нее не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала, курила «Беломор», сквернословила и явилась на пробы в рваных джинсах. К тому же опыт несчастной любви ей был абсолютно незнаком. Эльдар Рязанов сам просил Фрейндлих и других мэтров помочь «молодой коллеге». В результате общих усилий получилась великолепная картина. Публике она понравилась, а вот критики встретили ленту в штыки, увидев «надругательство над классикой». Михалкова-Паратова, например, называли «чувствительным суперменом». Однако время все расставило по своим местам. «Жестокий романс» удостоен многих престижных наград, а на международном кинофестивале в Дели лента стала победителем, получив приз «Золотой павлин». Ну а главное, она до сих пор узнаваема и любима зрителями.
«На Верхней Масловке», 2004 год
В этой картине Алиса Бруновна снялась после 10-летнего отсутствия в кино. Ее партнером на съемочной площадке стал тогда молодой Евгений Миронов. Персонаж Фрейндлих – 87-летняя скульптор Анна Борисовна, доживающая свою жизнь в старой мастерской.
Несмотря на неоднозначное восприятие фильма критиками, актерская игра Алисы Фрейндлих высоко оценивалась в профессиональной среде. Отмечалось, что Фрейндлих «совершенно безупречно делает «старушечий этюд»: пластически, мимично, интонационно». В одной из рецензий были такие слова: «Она играет невозможность ходить, дышать, иногда говорить. В последних кадрах она играет переход в смерть. Но ключевое в словах «женщина за девяносто» – женщина. Она играет способность любить, очаровывать, презирать, прощать, пытаться помочь мужчине быть мужчиной… Всегда, при любых испытаниях и обстоятельствах. И зритель живет вместе с Алисой, любит вместе с Алисой, смеется вместе с Алисой и умирает вместе с Алисой».
За подобное перевоплощение Алиса Фрейндлих стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль.
Всего же она отмечена несколькими наградами Российской Академии кинематографических искусств (1994, 2005). В 2016-м «Ника» вручена Фрейндлих в номинации «Честь и достоинство». Что еще раз подтверждает – она всенародно любима, а это главное звание для каждого артиста.