Борис Борисович был на страже музея в самые тяжелые его времена – в войну и блокаду. А затем в течение 25 лет приумножал коллекции музея, сохранил его вековые традиции.
Мировая сенсация
Борис Пиотровский с детства увлекался историей. Особенно его привлекал древний Египет. Эта мальчишеская страсть через годы дала миру выдающегося археолога, ученого. В Эрмитаже прошла вся жизнь Бориса Пиотровского. Он, наверное, знал этот огромный музей наизусть. Четверть века именно он был главным его хранителем.
Впервые Борис Пиотровский появился в Эрмитаже подростком, в те годы, когда руководитель музея того времени Иосиф Орбели создавал здесь отдел востока. Борис «заболел» этими залами, древностью, историей и решил остаться. Ему тогда едва исполнилось 16 лет. Это были 1920-е годы, вокруг происходило становление нового строя, многие коммунисты считали, что советской России не нужна буржуазная история.
Случались нападки и на Эрмитаж. Хранители музея пытались доказать новой власти, что для истории культура важнее войн и революций. Пиотровский также рассматривал исторический процесс как развитие культуры, сохраняющей вечные ценности и передающей их по эстафете поколений.
В 1925 году Борис поступил в Ленинградский университет на историко-лингвистический факультет. Там преподавали блестящие наставники, крупнейшие ученые того времени, которые привили молодежи любовь к предметам. На этих людей в будущем будет опираться советская наука. В 1930 году 21-летний Пиотровский уехал в свою первую экспедицию в Армению. В задачи экспедиции входил поиск и изучение следов урартской цивилизации. В то же время Пиотровский начал работать в Эрмитаже на должности младшего научного сотрудника.
Лишь чудом молодой ученый избежал сталинских лагерей. В 1935 году его с товарищами задержали и заключили под стражу по обвинению в террористической деятельности. Полтора месяца он провел в камере и был выпущен в связи с недоказанностью обвинения. Освободившись, пошел в суд и добился, чтобы его восстановили на работе.
Экспедиции на Кавказ продолжались, Пиотровский в течение девяти лет ходил кавказскими дорогами, изучал историю, но никаких следов древней цивилизации Урарту отыскать не удавалось. Наконец, удача повернулась к ученому лицом. В 1939 году он вместе с коллегами отыскал руины древней урартской крепости. Это была мировая археологическая сенсация XX века, об открытии Бориса Пиотровского заговорили историки всего мира. Каждый год раскопок урартской крепости приносил уникальные находки. Однажды историки откопали бронзовую статуэтку Тэйшеба – урартского бога войны. Стоял июнь 1941 года…
На страже ценностей
Весть о начале Великой Отечественной войны застала Пиотровского в экспедиции, работы немедленно свернули. Он сразу же помчался в Ленинград. В Эрмитаже увидел разоренные залы, коллекции музея готовили к эвакуации. Два спецпоезда ушли в Свердловск, готовились к отправке ценности с третьим эшелоном. Но работники Эрмитажа опоздали, вокруг Ленинграда сомкнулась блокада. Во время бомбежек музейщики дежурили на крышах, гасили зажигалки. Они практически жили в музее, круглосуточно находились в исторических стенах. В ту страшную и морозную блокадную зиму Борис Борисович писал книгу «История и культура Урарту».
В марте 1942 года Орбели буквально заставил эвакуироваться Пиотровского в Ереван и этим спас молодого ученого от голодной смерти. Там историк продолжил писать свой труд, защищает докторскую диссертацию, получает Сталинскую премию. Книга принесла автору славу одного из крупнейших специалистов по истории Закавказья. Кстати, Сталин с удовольствием прочитал книгу Пиотровского об истории Урарту.
В 1964 году Борис Борисович стал директором Эрмитажа. Незадолго до этого с должности был смещен Михаил Артамонов из-за того, что позволил провести в музее выставку молодых авангардистов Шемякина и Овчинникова. Произошел скандал, вызывающие и непонятные народу картины удалили из залов Эрмитажа, а директора музея уволили. Пиотровский долго отказывался принять эту должность, он считал неприличным занимать кресло директора таким образом. Но Артамонов сам попросил Бориса Борисовича принять Эрмитаж, они оба понимали, что иначе руководить музеем назначат партийного функционера, ничего не смыслящего в истории.
В течение 25 лет Пиотровский возглавлял Государственный Эрмитаж. При нем началась новая эпоха великой коллекции, перестраивались хранилища. Пиотровский кропотливо составлял списки утраченных в 30-е годы шедевров искусства. Тогда стране требовались станки и оружие, поэтому многие произведения искусства продавались за рубеж. При Пиотровском Эрмитаж стал визитной карточкой страны. На берега Невы начали приезжать уникальные выставки из многих музеев мира.
В 1985 году в Эрмитаже случилась страшная трагедия. Преступник облил картину Рембранта «Даная» кислотой и разрезал ее ножом. Битва за «Данаю» продолжалась 12 лет, возможно, это пошатнуло здоровье директора музея. Отреставрированная картина вернулась в зал лишь в октябре 1997 года, но Борис Борисович этого уже не увидел.
Пиотровский скончался в 1990 году в возрасте 82 лет от инсульта. С ним ушла целая эпоха в жизни Эрмитажа.