Сцена или подворотня? Количество мата в спектаклях Петербурга зашкаливает
На днях это шокирующее явление обсуждал Совет по культуре речи Северной столицы. Участники Совета обратились к режиссёрам с просьбой подумать о детях и свести к минимуму ненормативную лексику в своих постановках.
Елена Бабич, руководитель движения «Санкт-Петербург - духовная столица»:
- Мат - табуированный пласт речи, разрушающий нашу культуру. Деградация началась в последние 15-20 лет. Вспомните, в советские годы ругаться нецензурными словами считалось неприличным. А уж публично - особенно. Сегодня мы дошли до того, что люди вокруг едва не «разговаривают матом». Кажется, образцом должна быть речь известных личностей, руководителей, занимающих высокие должности. Но некоторые наши начальники прилюдно и с бравадой признаются, что могут и «матом послать».
Более того: происходит подмена даже глубинных понятий. Только что закончилась масленичная неделя, когда на Руси издревле традиционно пекли блины, олицетворяющие щедрость и радушие народа. Но мы, наследники поколений, слово «блин» сегодня превратили в ругательное. Даже гастарбайтеры, еле говорящие по-русски, бодро сыплют «блинами» и выражениями покрепче. Особенно ужасно слышать это из уст молодых людей. Идут нарядные, красивые парень и девушка, а изо рта - как будто тараканы вылетают.
Говорят, что это результат свободы, которую у нас часто путают с беспределом. Не хочется думать, что так же мыслят режиссёры, допускающие в спектаклях мат. Причём его потоки мы видим и в классике, и в современных пьесах. Но нецензурщина на сцене свидетельствует не о таланте и высоком искусстве, а наоборот - о желании заменить мастерство низкопробными эффектами. Ещё Станиславский говорил об «актёрских грехах» и «режиссёрской бездарности», «усиленно прячущихся за красочными пятнами, с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя». Задача театра - языком актёрского дарования показать и негативные, тёмные стороны жизни, оголить эмоции так, чтобы к злу вызвать отрицательные чувства. А когда на сцене копируют грязную брань подворотен, это не искусство, а потакание низменным инстинктам. И такой режиссёрский ход не более чем подтверждение собственной профнепригодности.