Санкции на продукты питания, заставившие нервничать поставщиков мяса и рыбы, на напитках почти не отразились. Но какой из них у петербуржцев самый популярный? Почему чайный рынок сравнивают с алкогольным? И что значит «кофе по-Бродски»? Попробуем разобраться.
Пристрастил Пётр I
Власть напитков настолько велика, что весь мир поделён на «чайные» и «кофейные» страны. Россия относится к «чайной», однако в ней есть места массового обитания любителей кофе. Самый большой - Петербург, жителей которого заслуженно называют «кофейниками». Нет, чай в Северной столице тоже пьют. 98% горожан! Около 1,2 кг чайной заварки в год приходится на каждого петербуржца. Причём зимой большинство предпочитает чёрный, а летом - зелёный. Немало в городе и чайных, преимущественно в восточном стиле, а во многих ресторанах подают чай с травами. В этом плане чайный рынок сравнивают с алкогольным. Как есть элитные вина и дешёвая водка, так есть редкие сорта чая и те, которые пьют повсеместно.
И всё же особая любовь у горожан именно к кофе. Давно замечено - в Москве пьют чай, в Петербурге - кофе. Традиция идёт со времён Петра Великого, пристрастившегося к этому напитку во время своего пребывания в Голландии. И хотя сначала бояре окрестили заморское зелье «сиропом из сажи», царь призвал их «не возводить напраслины на достойное кушанье». А в 1720-м в городе открылся первый кофейный дом «Четыре фрегата».
Маленький двойной
Сегодня в Петербурге 98% горожан ежедневно выпивают чашечку или две ароматного напитка (в мире - 2,25 млрд чашек кофе). Многие любят с добавками - ликёра, шоколада, ягод, лимона, а также острых и пряных специй. Открыто около 400 кофеен. Любопытный момент: в кафе петербуржцы почти никогда не пьют растворимый, а на работе очень редко - заварной. Какой предпочесть по крепости? Здесь у каждого свой вкус. Бах, написавший Кофейную кантату, заказывал 60 зёрен на чашку. А Екатерина II выпивала пять чашек, на которые шли 400 г (!) молотых зёрен. Менее крепкий она просто не признавала.
Многие до сих пор помнят и легендарные ленинградские кофейни «Сайгон», «Эльф», «Гном». Впрочем, в этом году многие снова могли вернуться в эпоху, когда кофе олицетворял дух свободы и «самиздата». В одной из кофеен на Литейном проспекте целый месяц заваривали маленький двойной - любимый кофе поколения «оттепели» и Иосифа Бродского. Он сам его готовил, пил крепким часто и много.
Натуральный?
Любят петербуржцы и соки. В год среднестатистический горожанин выпивает около 32 литров. Москвич - 36-38 л, что приближает нас к европейцам, потребляющим ежегодно 40-60 литров. Типичный портрет покупателя этого напитка выглядит так. Это петербуржцы от 18 до 39 лет, среди которых 56% женщин. В целом же в России выпивают более 2 млрд л соков и нектаров в год. В основном это продукция отечественного производства. Двадцать лет назад было наоборот - 95% занимал импорт. Правда, эксперты отмечают, что российская прописка у соков условная. Чаще всего к нам привозят соковый концентрат, а здесь его разбавляют и разливают.
В Северной столице работают несколько компаний, представляющих крупные мировые бренды, где выпускают безалкогольные напитки. Эксперты прогнозируют, что этот рынок стабильно будет расти.
- На нашем заводе в Санкт-Петербурге разливается до 790 млн литров в год, - подтвердили в компании «Мултон», - а также создан собственный научно-исследовательский центр. Качество всей продукции гарантировано сертификацией в соответствии с международными стандартами.
- Чай, кофе, соки мы в основном получаем из Ленобласти и Подмосковья. - подтвердил Александр Герман, первый заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города. - Перебоев и недостатка в ассортименте нет. Санкции на этом сегменте рынка практически не отразились, что видно по цене.
- Сегодня многие потребители делают выбор в пользу соков, здорового питания, - говорит Елена Нечетверенко, представитель одной из компаний, где производят напитки. - Их потребность будет увеличиваться, поэтому актуальными становятся проекты, когда в рамках одного предприятия взаимосвязаны целые отрасли - сельское хозяйство, переработка, доставка продукции потребителю. В итоге все процессы контролируются «от» и «до», что сказывается на повышении качества и ассортименте продукции.
У горожан же самые популярные - апельсиновый и яблочный. Далее идут «мультифрукты» и «мультивитамины» - яблоко-персик, яблоко-виноград и томатный. На третьем месте ананасовый, почётное четвёртое досталось грейпфруту и чёрной смородине. Многие признаются, что они предпочли бы свежевыжатые, но такие коктейли сегодня по цене «кусаются» - от 100 рублей и выше. Поэтому самые дальновидные обзаводятся соковыжималками, особенно в нынешний сезон, богатый на щедрый урожай яблок.
Мнение эксперта
Анна Тищенко, директор департамента Регионального категорийного менеджмента X5 RETAIL GROUP:
- Для нашей компании нынешний декабрь - особое время. Мы отмечаем 15-летие торговой сети «Пятёрочка», первый магазин которой открылся именно в Санкт-Петербурге. На днях заработал уже пятитысячный супермаркет компании X5 Retail Group.
К этим событиям и к Новому году мы разработали целую серию специальных акций, включая напитки. Например, стикер «Сказочно низкая цена» в магазинах «Пятёрочка» позволит не просто сэкономить, но и сделать достойный выбор.
В предпраздничное время наши покупатели выбирают более изысканные сорта вин и крепкого алкоголя, высокие сорта чая и кофе. Тем более что хороший напиток - это традиционный подарок и к новогоднему
столу.
Новогодний стол невозможно представить без шампанского! Поэтому торговые сети X5 Retail Group подготовили и широкий ассортимент, и сделали более удобным «маршрут покупки» этого искрящегося напитка. Уверена, что петербуржцы отметили и то, как преобразились интерьеры и фасады наших магазинов.
Появились собственные кондитерские, пекарни, кассы самообслуживания, когда покупатель самостоятельно оформляет чек и оплачивает его. Этот сервис колоссально экономит время покупателей.
Как делается сок
Фрукты собирают на плантациях Бразилии, Южной Африки, сортируют, моют и измельчают. Из этой массы отжимают сок - основу концентрата, откуда выпаривают воду и фильтруют. Так получают концентрат, сохраняющий все витамины. Концентрированный сок расфасовывают в 200-литровые бочки и везут в Европу по морю. На заводах в России сок восстанавливают, термически обрабатывают и разливают в упаковки.