Ещё в начале года эксперты предрекали кризис кондитерской отрасли. А как отразилось на ситуации продуктовое эмбарго - ещё только предстоит узнать.
Лидеры в кризисе?
В Петербурге и Ленобласти около 200 малых, средних и крупных предприятий, занимающихся кондитерскими изделиями. В городе 11 основных производителей. Продукция идёт как на прилавки местных магазинов, так и на всю Россию. В основном это конфеты, печенье, торты, шоколад. С одной стороны, кондитерская отрасль России входит в пул крупнейших мировых рынков, и отечественные производители прочно доминируют на местном. Доля импорта - всего около 13%. С другой, в феврале местные кондитеры предрекали кризис отрасли в Северной столице. В 2013 году производство шоколада и кондитерских изделий в Петербурге снизилось на 20%. Причины - удорожание сырья, молочных продуктов, орехов, какао-масла на фоне снижения пошлин на импортные изделия. К тому же иностранный шоколад подешевел на 7,3%. Союз пищевых предприятий города заявил о неприемлемой ценовой политике, которую ведут крупные торговые сети. «Из-за неё многие предприятия уходят под крышу иностранных брендов или часто вообще закрываются», - уверяет Игорь Подлипенцев, председатель союза.
С шоколада на печенье
Аналитики отмечают, что в магазинах стало меньше шоколада и больше мучной кондитерки. Она дешевле в производстве и стала пользоваться бóльшим спросом, потому что у людей не хватает средств на дорогой качественный шоколад. Только за первое полугодие 2014 года средняя цена на кондитерские изделия по всей России выросла на 33,3%. Наибольший скачок - на шоколадные изделия, с 206,8 до 437 рублей за килограмм. Мучные кондитерские изделия также подорожали. При этом санкции совершенно не касались конфет и сладостей. А Роспотребнадзор запретил ввозить в Россию конфеты крупнейшего импортёра - Украины. Казалось бы, для всех кондитеров открываются прекрасные перспективы. Однако ситуация несколько сложнее.
- У многих производителей доля импортного сырья была от 30% до 80%, - говорит Николай Горшков, один из мелких петербургских кондитеров. - Орехи, фрукты, джемы и прочие «начинки» шли из Евросоюза и США. Да и за последнее время выросли в стоимости молоко, сахар, мука. А пошлины для импортёров собираются ещё снизить. Значит, сладости из других стран будут дешевле. Это серьёзное испытание для всех нас.
- В этой отрасли есть свои проблемы, - говорит Александр Герман, первый зампредседателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга. - В том числе и с импортным сырьём. Большинство благополучно нашло новых поставщиков, так как сейчас орехи и фрукты идут из Узбекистана и Турции. Ожидается некоторое удорожание конфет и прочих сладостей к Новому году. Но это традиционный предпраздничный рост. Другое дело, что есть ухудшение качества продукции в этой отрасли. И тут надо разбираться, что происходит и почему.
Мнение эксперта
Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала по взаимодействию с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group:
- Кондитерские изделия хоть и не являются социально значимым продуктом, но играют значительную роль в потребительской корзине россиян. Петербургский рынок всегда славился кулинарными традициями, особенно десертами и лакомствами.
В преддверии празднования Нового года интерес к этой категории традиционно большой. И санкции никак не повлияли на кондитерскую отрасль. Ассортимент по-прежнему широкий, цены сохранили стабильность. Лидером продаж в магазинах сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» в данной категории являются конфеты.
Спросом у петербуржцев также пользуются свежие торты местных производителей - доля наименований петербургских брендов на полках достигает 80%. Печенье занимает третье место в «рейтинге» покупательских предпочтений горожан.
Мы знаем и ценим выбор наших покупателей, поэтому поставляем на прилавки магазинов «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель» продукцию преимущественно местных кондитеров, которая по качеству и рецептурным изыскам не уступает всемирно известным торговым маркам.
Особые традиции
Юлия Вебер-Чубайс, директор по корпоративным вопросам «Оркла Брэндс Россия»:
- По одной из версий, шоколад в Россию привёз Петр I вместе с кофе. Но по-настоящему его вкус оценили лишь при Екатерине II, которая ввела ритуал «испития» горячего шоколада при Императорском дворе.
К середине ХIХ века в Петербурге и Москве начали открываться кондитерские фабрики. Кондитерская продукция, произведённая на берегах Невы, всегда отличалась высоким качеством и уникальным, особым «петербургским» вкусом, а дизайн её упаковки - изысканным классическим стилем. Неслучайно гости нашего города стараются всегда увезти с собой в качестве сувенира коробочку «Летнего сада» или «Петербургских ночей». Среди истинных петербуржцев высоким спросом пользуются проверенные временем, классические, традиционные бренды. Но при этом покупатели начинают проявлять всё больший интерес к шоколадным новинкам, пытаясь найти что-то необычное. Это заставляет производителей постоянно экспериментировать со всевозможными начинками, вкусами, формами и дизайном в оформлении этикеток. Также потребитель стал избирательным, он обращает внимание на внешний вид продукта и тщательно изучает его состав, делая свой выбор в пользу изделий, изготовленных из натуральных ингредиентов.