После введения продуктового эмбарго в стране активно разрабатываются программы по восстановлению сельского хозяйства и животноводства. А пока расцвет отечественного производителя не наступил, импортную продукцию из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии будут частично замещать товарами из других частей света. В частности, из Китая, стран Южной Америки, Африки. Россельхознадзор отменит действующий 10 лет из-за вспышки ящура запрет на китайскую свинину, «зелёный свет» дали и свинине из Бразилии, ранее запрещённой из-за применения гормонов роста при выращивании животных.
Не заменит ли качественные европейские товары опасная еда из дальнего зарубежья - выяснили корреспонденты «АиФ-Петербург».
Тест на безопасность
Исследованием пищевых продуктов на показатели качества и безопасности в Петербурге и СЗФО занимается ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория». Именно сюда Россельхознадзор отправляет образцы проб мяса, рыбы, молока, сыров и другой продукции, поступающей на внутренний рынок как из-за границы, так и от местных фермерских хозяйств. И нередко специалисты вынуждены «заворачивать» небезопасные грузы.
Учитывая территориальное расположение Санкт-Петербурга и наличие морского порта, 90% всех проб, поступающих в лабораторию, относятся к импорту. В основном это мясо, молочная продукция, рыба, морепродукты, мёд, который в Северную столицу завозят как минимум из 50 стран мира - начиная от Новой Зеландии и заканчивая Исландией. После введения продуктового эмбарго список стран-импортёров сократился. Вместе с тем уже сегодня заключаются контракты на поставки продуктов питания с новыми партнёрами. Будет ли соответствовать их продукция российским нормативам - также проверят в лаборатории.
Сегодня здесь работают пять отделов и двадцать семь лабораторий, где специалисты исследуют продукцию животного и растительного происхождения, корма, зерно, воду, почву. За полтора года лабораториями проведены исследования 300 тысяч проб, 7,9% которых были признаны не соответствующими российским нормативам и нормативам Таможенного союза. Самые опасные «находки» выявляют в лаборатории токсикологических и ИФА исследований.
- Мы определяем наличие в образцах солей тяжёлых металлов (свинец, кадмий, ртуть), антибиотиков, стимуляторов роста и прочее, - говорит заведующий лабораторией Михаил Примазов. - В небольших количествах эти вещества не вызывают моментального отравления, но постепенно накапливаются в организме и могут привести к проблемам со здоровьем. Особенно актуально сейчас стоит вопрос со стимуляторами роста, в частности, рактопамином, который добавляют в корм животным. В итоге стоимость кормов снижается, масса жировой ткани животного уменьшается, а мышечной увеличивается - производитель в выгоде. После многочисленных исследований стимуляторы роста были запрещены к применению в России, странах ЕС, Китае, где даже были отмечены массовые отравления. Рактопамин может вызвать тахикардию, мышечные спазмы, повышение артериального давления.
При этом в 20 странах, включая США, Бразилию, Мексику, Канаду, рактопамин разрешён к применению в животноводстве. При производстве мяса для экспорта в Россию эти государства должны учитывать наши стандарты, что получается не всегда. И мы такие случаи выявляем. С начала года в нашей лаборатории обнаружили этот препарат в нескольких образцах мяса.
Помимо стимуляторов роста петербургские специалисты находят в мясе и молоке остаточные количества антибиотиков. Чаще всего - тетрациклин в сухих молочных смесях и готовой молочной продукции. Так, недавно в одном из отечественных молочных напитков обнаружили 22,50 мкг тетрациклина на кг, что значительно превышает установленные нормы. Постоянно получая дозу антибиотиков с едой, организм постепенно привыкает к препаратам и затем просто перестаёт на них реагировать. И даже в случае банальной простуды будет сложно подобрать лекарство.
Рыба с ртутью
Более того, с куском рыбы или мяса можно «съесть» порцию диоксинов, которые накапливаются преимущественно в жировой ткани, коже и печени и практически не выводятся из человеческого организма естественным способом. Исследования на диоксины в составе продуктов будут проводить в лаборатории в следующем году.
А вот определить, есть ли ртуть в составе продукта, сегодня могут за 7 минут, тогда как раньше на это исследование уходило несколько дней. Обычно концентрацию ртути, превышающую максимально допустимые уровни, выявляют в масляной рыбе (эсколаре), а повышенное содержание
мышьяка - в пресноводной (щука, окунь).
- Опасные и запрещённые токсические вещества мы обнаруживаем в продукции, поступающей из самых разных стран, в том числе, и европейских, - говорит Нина Бровкина, директор ФГБУ «Ленинградская МВЛ». - Однако гораздо чаще наши исследования показывают наличие в продукции бактерий группы кишечной палочки, сальмонелл, стафилококка, что говорит о несоблюдении сантирно-гигиенических правил при производстве, хранении или транспортировке. В связи с расширением границ для импорта из стран Азии и Южной Америки отбор продукции для российских потребителей будет вестись более тщательно с обеих сторон. Только в этом году нашу лабораторию посетили делегации Китая, Бразилии, Чили, которые заявили, что готовы перестроить производство экспортной продукции под наши стандарты.
Фальсификата станет больше
Всеволод Вишневецкий, председатель петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»:
- Когда существенно сокращается предложение, а спрос на продукцию остаётся прежним, вариантов у поставщиков фактически не остаётся. Приходится соглашаться на то, что предлагают страны, не попавшие под запрет, закрывая глаза на качество. Посудите сами, доставка товаров из Южной Америки или Китая обходится гораздо дороже, чем из Европы, их конечная стоимость, естественно, увеличивается. Однако государство сейчас очень жёстко мониторит цены на продукты питания, не давая им значительно вырасти. А удержать рост цен можно только за счёт снижения качества и безопасности продукции, применения технологий, увеличивающих срок годности товара, и т. д. После введения эмбарго мы сразу заявили, что ожидаем большой приток некачественной и фальсифицированной продукции. Сегодня даже многие отечественные производители, поняв, что рынок требует больше продуктов, но по старым ценам, стали заменять дорогое сырьё на дешёвое, чтобы удовлетворить спрос. Дальше ситуация будет только усугубляться. Что касается всевозможных «химических добавок», то многие из них, включая стимуляторы роста, в России запрещены. Но проблема в том, что российские лабораторные базы не в состоянии проверить все партии продуктов питания. Тот же Россельхознадзор проводит проверки выборочно, как правило, это около 10% от всего поступающего груза. Кроме того, у наших лабораторий нет методик на определение всех вредных компонентов, которые могут содержаться в продукции из Южной Америки и особенно Китая. Поэтому если рактопамин в мясе наши специалисты выявить смогут, то какой-то китайский гормон роста - нет. Стоит отметить, что наша «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория» - одна из самых оснащённых в стране. Но и она не сможет справиться с проверкой того потока продукции, который вскоре хлынет в наш регион.
Заграничное мясо не ем
Александр Бражник, генеральный директор племенного завода во Всеволожском районе ОАО «Спутник»:
- Скорее всего, к нам хлынет мясо с гормонами роста и другими добавками.
Я сам уже давно не ем заграничное мясо, только со своего производства, потому что уверен в его качестве и натуральности. Отличить на вкус свинину, говядину или птицу, которые напичканы стимуляторами роста и прочими веществами, от натурального продукта - практически невозможно. Для этого нужны специальные исследования. Могу только посоветовать покупать мясо, которое произведено в России. Ещё лучше - в том регионе, где живёшь. Хотя не исключаю, что некоторые отечественные производители тоже могут использовать какие-то добавки, особенно при выращивании свиней и птиц. Но это уже на совести фермеров. Кто-то думает о качестве продукта, а кто-то о быстрой прибыли.
Сегодня только силами хозяйств в Ленобласти невозможно обеспечить Петербург и регион говядиной и свининой. В идеале нужно лет пять, чтобы поднять собственные производства и насытить местный рынок продукцией. И то - если государство будет помогать, давать субсидии, особенно на первых порах. Плюс если фермеры будут заинтересованы в развитии и производстве говядины и свинины. А пока этого не произойдёт, мясо из других стран будет превалировать на прилавках наших магазинов.
Накормят регионы?
После введения санкций правительство города обратилось к российским регионам с просьбой сформировать предложения о поставках в город продовольственных товаров, попавших в список запрещённой на ввоз в страну импортной продукции.
Уже поступили заявки от 22 регионов - от Новгородской области до Хабаровского края. Местные производители готовы снабжать петербуржцев необходимым продовольствием: мясом, птицей, яйцом, мясной, рыбной и молочной продукцией, хлебобулочными изделиями, овощами, фруктами и др.
В частности, на городских прилавках появятся сыры из Тамбовской, Рязанской, Белгородской областей, Кабардино-Балкарии, Татарстана и Алтайского края. Кроме того, Великий Новгород даже готов снабжать Северную столицу жвачкой и квасом, Рязанская область - пельменями и макаронами, а Владимирская - кабачковой икрой.