100 лет - не предел
Оксана Куб, «АиФ-Петербург»: - Вы не раз говорили, что мы можем доживать до 120 лет. Когда же мы научимся продлевать жизнь?
Владимир Хавинсон: - Видовая продолжительность человеческой жизни - 110-120 лет. Этот срок заложен природой изначально. Задача учёных-геронтологов - вернуть человечеству годы, которые оно сегодня не доживает. Думаю, уже в ХХI веке 70 лет будут считаться средним возрастом, а старость отодвинется за 90-летний рубеж. Сегодня в любой цивилизованной стране есть люди пожилого возраста и 100-летние.
Их количество связано напрямую с социально-экономическими условиями страны. Чем выше медицинский, социальный, экономический и культурный уровень, тем дольше живут люди. Например, в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии, Швейцарии, Японии и т. д. средняя продолжительность жизни - более 84 лет.
- Когда надо начинать подготовку к качественной старости?
Очень важна физическая культура. Не спорт, который может привести к инвалидности, а ежедневная активность. Прогулки, велосипед, бассейн, финская ходьба…
Не забывайте и об умственной активности. Сегодня есть кружки для пенсионеров, компьютерные, библиотечные, самые разные. Мы - это наш мозг, нельзя им пренебрегать. Интеллектуальная деятельность - тоже залог долголетия. И никогда не поздно начать заниматься собой. Цель каждого человека - быть участником эволюции, а не просто прожить и тихо уйти.
Много зависит и от государства. Его задача - заботиться о своих жителях и делать их жизнь более комфортной. Например, в Швеции королевская семья содержит дома ветеранов. Жалко, что мы не можем оказать достойную помощь всем нашим старикам.
Когда на покой?
- Пенсионеры нередко обижаются: они ещё чувствуют себя полными сил, а их отправляют на заслуженный отдых. С биологической точки зрения - когда пора на пенсию?
- Пенсионная планка - это неправильный подход. Важен ведь не возраст, а трудоспособность человека. До какого периода он может эффективно трудиться, быть активным членом общества и т. д. Огра-
ничения для женщин - 55, а мужчин - 60, - не соответствуют биологическим возможностям человека. В Норвегии пенсионный возраст был 67 лет, но население проголосовало, чтобы сдвинуть его на 70. Это выгодно для страны. Ведь многие из тех, кого «списывают со счетов», могут внести огромный вклад в развитие общества.
У них ценный опыт и знания. По градации ВОЗ пожилой возраст это 60-74, старческий - 75-89. Жоресу Алфёрову, вице-президенту РАН, - 84 года, Борису Патону, президенту Академии наук Украины, - 95 лет, артисту Владимиру Зельдину - 99 лет, Александру Ширвиндту - 80. Почти все нобелевские лауреаты уже в летах. Всё это - блестящие мыслители, руководители, артисты, интеллектуалы. Неслучайно на последней Венской конференции было предложено убрать ограничение по возрасту для лиц в области науки, культуры, образования, медицины и управления государством. Эти люди наиболее ценны для общества не на пенсии, а когда участвуют в его жизни. Кстати, некоторые руководители нашего государства тоже пенсионного возраста и прекрасно работают.
- Большинство пенсионеров Петербурга имеют большое количество заболеваний… Им не до работы.
- Конечно, при серьёзных заболеваниях нет и речи о продолжении работы. Труд не должен быть в тягость. Задача каждого человека - найти ту нишу, где его способности будут наиболее полно реализованы. Это очень важно. Если человек не востребован, у него что-то не получается, то возникает стресс и преждевременное старение. Многие пенсионеры впадают в депрессию и перестают за собой следить, развиваться, сохранять активность. Это также влияет на наш организм.
Если быть внимательным к себе, своевременно делать анализы, необходимые профилактические мероприятия, то любую болезнь можно заметить и даже пресечь. Но это работа. Многие не привыкли следить за собой. А ведь здоровье - это самая главная созидательная функция человека. При правильном подходе те болезни, что сегодня атакуют людей в 50 лет, можно отодвинуть к 70-80 годам. Человек получит 20-30 качественных лет жизни. Я уверен, что в будущем пенсионная планка будет соизмеряться с эффективностью человека и его физиологическими качествами, а не с годами. Сегодня и самим людям, и государству надо делать упор на здоровое долголетие, профилактику, которая позволит увеличить продолжительность жизни, при этом улучшив его качество.