При этом взгляды на ситуацию сильно разнятся: родители школьников и журналисты испытывают серьезные опасения по поводу массовых нарушений санитарных норм, а чиновники говорят, что нарушений нет. По-разному трактуется даже статистика заболеваний. Так, по данным эпидбюро в 2011 году в общеобразовательных учреждениях Петербурга было зарегистрировано 7 групповых очагов острых кишечных инфекций (ОКИ), пострадало 53 ребенка. При этом начальник Управления социального питания Санкт-Петербурга Наталья Петрова озвучивает совсем другие цифры, вернее, их отсутствие – ни одного отравления в школах города не было. Как такое может быть? Чиновник, который отвечает за школьное питание, не в курсе, как обстоят дела с безопасностью этого самого питания – или же эпидемиологи «пугают народ»?
За пояснениями мы обратились к начальнику отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Светлане Колесниковой – именно она озвучила на круглом столе, посвященном проблемам школьного питания, данные о кишечных инфекциях школьников. Как выяснилось, все дело в терминологии: обычные люди склонны называть «отравлением» любое заболевание желудочно-кишечного тракта, сопровождающееся такими «неаппетитными» симптомами, как понос или рвота. Но официально по категории «пищевое отравление» (оно же – пищевая интоксикация) проходит только состояние, возникающее вследствие употребления в пищу продуктов, содержащих токсины – как биологического, так и небиологического происхождения. И все остальные виды заболеваний в эту статистику не входят.
«Здесь нельзя смешивать понятия пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний инфекционной природы. Пищевых отравлений на протяжении последних 10 лет в школах Санкт-Петербурга не было», - поясняет Светлана Колесникова. По ее словам, во всех случаях, фигурирующих в данных эпиднадзора, речь шла именно об инфекционных заболеваниях – таких, как дизентерия, гастроэнтероколит, сальмонеллез и так далее.
Итак, получается, что, говоря о статистике «отравлений, которых нет», чиновники «оставляют за кадром» все прочие острые кишечные инфекции, которые, по их мнению, видимо, никак не зависят от санитарного состояния пищеблоковине оказывают никакого влияния на здоровье школьников.
Например, дизентерия, проникающая в организм с некипяченой водой, пищей и с грязных рук. Дизентерийные бактерии часто попадают на продукты питания с рук больного человека – и могут сохранять жизнеспособность довольно долгое время. При этом одна из основных причина распространения дизентерии – нарушение правил хранения и приготовления продуктов питания. Отметим, что вспышки дизентерии (она же – «болезнь немытых рук») довольно часто фиксируются в детских учреждениях. При этом последствия этой болезни могут быть довольно тяжелыми – например, выпадение прямой кишки или кишечное кровотечение. По данным Всемирной организации здравоохранения, от дизентерии в мире умирает около миллиона человек в год. Причем миллион этот проходится исключительно на Россию и страны Африки… В Европе и Америке о дизентерии уже давно ничего не слышно. Хотите знать, угрожает ли дизентерия вашему ребенку? Обратите внимание хотя бы на внешний вид сотрудников школьной столовой. Есть ли у них на руках одноразовые перчатки (строго обязательные в соответствии с СанПиНом)? К сожалению, скорее всего, нет.
Сальмонеллез – еще одно крайне неприятное заболевание, причиной которого обычно становятся инфицированные пищевые продукты, чаще всего мясо, молоко, яйца и т.д. Сальмонеллезы развиваются в тех случаях, когда в организм попадают накопившиеся в продуктах живые сальмонеллы. В тех случаях, когда инфекция передается с пищей, причиной заболевания, как правило,становится нарушение правил хранения и приготовления продуктов (соприкосновение готовой и сырой продукции, недостаточная термическая обработка продуктов перед употреблением и т. д.).Список осложнений, которые рискует заполучить ребенок, заболевший сальмонеллезом, также весьма серьезен – это и инфекционно-токсический шок, и острая сосудистая недостаточность, и септические осложнения (такие, как менингит, перитонит или аппендицит). Такое заболевание проще всего «подхватить» в классических школьных столовых, где пища готовится «с нуля», и сырое мясо спокойно может лежать рядом со свежей выпечкой, а процесс варки супа может закончиться «досрочно» (ведь с закладкой продуктов можно и припоздниться, а кормить детей все равно надо строго по расписанию).
Здесь уместно вспомнить хотя бы один жуткий случай, которым не раз уже оборачивались «нестрашные» острые кишечные инфекции.В Твери11 мая 2007 вследствие несоблюдения работниками пищеблока детского сада №35 технологии обработки сырых и готовых продуктов при приготовлении мяса цыплят для супа произошло обсеменение кухонного инвентаря и оборудования сальмонеллой от зараженной птицы, что привело к инфицированию ею свекольного салата.
Употребление в пищу свекольного салата повлекло за собой заболевание сальмонеллезом 47 воспитанников и 20 работников МДОУ д/с № 135, а также инфицирование сальмонеллой 34 воспитанников и 3 работников дошкольного образовательного учреждения.В общей сложности -104 пострадавших!
Причиной гастроэнтероколита обычно является употребление в пищу недоброкачественных или неудобоваримых продуктов питания, продуктов, зараженных микробами, а также «неподходящей» еды (слишком грубой, слишком острой и так далее). Как правило, это – следствие грубого нарушения санитарных требований к качеству и хранению продуктов (иначе говоря, халатность персонала столовой), а также пренебрежение технологическими правилами непосредственно при приготовлении пищи. Может,по сравнению с перечисленными выше заболеваниями гастроэнтероколит выглядит достаточно «безобидным» – но болезнь может достаточно легко перейти в хроническую форму гастрита, колита или энтерита. И для российских школьников эта перспектива, к сожалению, слишком реальна.
По данным всероссийской диспансеризации, хронические болезни желудочно-кишечного тракта лидируют в списке болезней школьников. И абсолютный лидер здесь – хронический гастрит. Чаще него у школьников встречаются только болезни органов зрения. Но, если в последнем случае стоит винить, видимо, всеобщую компьютеризацию, то за «посаженные желудки» школьников хотелось бы привлечь к ответу тех людей, которые год за годом упорно закрывают глаза на повсеместные нарушения санитарных норм в школьных столовых, считая их «мелочами», не стоящими внимания. И игнорирующих все «тревожные сигналы» с мест, отмахиваясь «нулевой» статистикой по отравлениям.