Как уберечься от страшной болезни или выйти из нее с наименьшими потерями? Делают ли в Санкт-Петербурге операции по удалению яичников, через которую прошла Анжелина Джоли ради профилактики рака? И почему благотворительность поможет в борьбе с онкологией, «АиФ-Петербург» рассказал Борис Цивьян, один из ведущих хирургов-гинекологов города, заведующий отделением гинекологии СПб ГУЗ «Городская больница № 40» Джоли поступила разумно.
– Действительно, в последние годы мы наблюдаем рост числа злокачественных заболеваний женской репродуктивной системы. У пациенток старшей возрастной группы чаще всего диагностируют рак тела матки и рак яичников. У петербурженок 20-35 лет – рак шейки матки и, к сожалению, этот вид онкологического заболевания молодеет, а пациентки все чаще приходят с крайне запущенными формами болезни.
Механизм возникновения заболевания известен – это вирус папилломы человека (ВПЧ) 16-го и 18-го типов. Сегодня существуют профилактические вакцины и схемы лечения таких пациентов, главное – вовремя обратиться. Развитие других видов опухолей может быть связано с наследственным фактором, образом жизни, перенесенными заболеваниями и прочее. К примеру, проведя полномасштабное научное исследование, один из ведущих русских онкологов Ян Владимирович Бохман выявил группу пациенток, у которых чаще всего выявляют рак тела матки. Это женщины, страдающие сахарным диабетом, ожирением и бесплодием. И на практике все это подтверждается. Поэтому таким пациенткам нужно особенно следить за своим здоровьем. Чтобы свести риски к минимуму, всем женщинам я настоятельно рекомендую раз в год проходить профилактический осмотр у гинеколога, сдать анализы (в том числе на ВПЧ), сделать цитологическое исследование, УЗИ. Тогда страшные последствия можно будет предотвратить.
– Не так давно американская киноактриса Анжелина Джоли сделала операцию по удалению яичников и маточных труб из-за риска развития рака. Насколько оправдана такая профилактика?
– Я считаю, что она поступила как разумный человек. Мутации в генах BRCA1/ BRCA2 могут вызвать наследственное развитие рака молочной железы и яичников, а также рака толстой кишки, желудка и др. Риск очень высок – около 50%. Наличие такой мутации у пациента сегодня определяют с помощью генетического теста, который и прошла актриса. Удаление же яичников и фаллопиевых труб сводит на нет развитие болезни. Более того, в Санкт-Петербурге тоже делают подобные операции. И такие пациентки не просто приходят к хирургу и ложатся на операционный стол по собственной инициативе. Они проходят тщательное обследование у онкологов, собирается консилиум, взвешиваются все «за» и «против». Буквально на днях я проводил подобную операцию по удалению яичников пациентке, которая, к сожалению, несмотря на советы медиков, несколько затянула с решением оперироваться. И уже перенесла рак обеих молочных желез.
Оперирует робот
– Как современная медицина может сегодня помочь тем, кто уже болен?
– За последние десятилетия онкология шагнула далеко вперед. Сегодня в нашем арсенале химио- и лучевая терапия, молекулярная таргетная терапия,хирургия. Все это дает потрясающие результаты лечения, которое не только значительно продлевает жизнь пациента, но и сохраняет ее качество. Человек остается социально адаптированным, может продолжать работать, заниматься любимым делом. Еще лет 20 назад к этому как-то поверхностно относились. Фактически делалась радикальная хирургическая операция и дальше человек уже «выживал» как мог. Сейчас онкологическая доктрина изменилась, появились эффективные сберегающие методики лечения. Однако у некоторых пациентов остались старые представления о лечении – они опасаются терапии и считают, что от опухоли можно избавиться только хирургическим путем. Что совершенно не так, и порой, например, лучевая терапия дает бо`льший эффект. Все зависит от конкретного случая.
– Насколько эти эффективные методики доступны для обычных людей? Я знаю, что вы, в том числе, оперируете и с помощью робототехники, операция стоит сотни тысяч рублей…
– Так называемый робот «da Vinci» у нас один из самых загруженных в стране, на нем мы делаем около 300 операций в год. Установка позволяет проводить операции с ювелирной точностью – фактически бескровно.Система управления устроена таким образом, что инструменты просто повторяют движения пальцев хирурга, сидящего за пультом управления. А на экран выводится картинка в трехмерном изображении, где виден каждый сосуд. Роботические операции – очень дорогостоящие, и мы работаем в рамках федеральных квот. Государство выделяет порядка 250 тысяч рублей на пациента. Например, нашей больнице в этом году выделено около 250 квот на подобные операции. Конечно, нуждающихся – в разы больше, но надо отдать должное Минздраву, который в непростое экономическое время продвигает такой вид высокотехнологичной помощи населению, что очень затратно для государства.
Самым активным пользователем роботохирургических установок в мире сейчас являются США – в этой стране оперируют около 2000 роботов (в России – около 20). И операции оплачиваются страховыми медицинскими компаниями. Сейчас многие страны Европы хотят пойти по тому же пути.
Родина заплатит
– Тем не менее зачастую онкологические больные вынуждены искать дополнительные средства на лечение, обращаться в благотворительные фонды…
– Лечение онкологических больных, пожалуй, самое дорогостоящее из возможных видов медицинской помощи. Ведь зачастую пациенту требуется комплексное лечение (например, хирургия плюс химиотерапия) и последующая фармакотерапия. И только лечение препаратами может стоить несколько сотен тысяч рублей.
Конечно, расходы бюджета на здравоохранение России и ряда развитых стран могут отличаться в разы. К примеру, в Израиле на это выделяются колоссальные средства, и там за счет государства можно в полном объеме получить все самое современное лечение, включая таргетную терапию. Родина заплатит. Однако стоит отметить, что в Израиле хорошо развита благотворительность и немалая часть бюджета здравоохранения – пожертвования на науку и медицину. Это возведено в ранг национальной политики, об этом постоянно пишут и говорят. Если мимо едет «скорая помощь», то на борту машины вы увидите фамилии людей, которые ее подарили госпиталю. В больнице на томографе почти всегда будет табличка: подарено «господином Бинштейном и его женой Сарой в таком-то году»… У нас до революции меценатство было развито не хуже. И сейчас самое время для его возрождения. Русские – люди сердобольные, добрые. Они хотят помогать. Надо просто дать им эту возможность.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть