Примерное время чтения: 8 минут
442

Алкоголь и страх. Именно эти два фактора приводят к трагедиям на воде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Петербург 19/07/2017
Из-за холодного лета в этом году трагедий меньше, чем в предыдущем.
Из-за холодного лета в этом году трагедий меньше, чем в предыдущем. pixabay.com

Месяц назад на Ладоге в заливе Импилахте перевернулась лодка с пятью подростками - двое спаслись, судьба троих неизвестна. В первых месяцах июля на озере Максимка в Челябинской области опрокинулась ещё одна лодка, погибли семь человек, из них четверо детей.

В этих и десятках аналогичных случаях не соблюдались элементарные правила безопасности. На Ладоге школьники не справились с волной, на Урале - перегрузили плавсредство. Более того, никто из пассажиров не был одет в спасательный жилет. «АиФ» разбирался, как избежать подобных трагедий.

С черпаком и ракетой

Если выйти в разгар погожего выходного дня на берег озера или реки в Ленинградской области, можно увидеть сотни сверкающих под солнцем судёнышек. В основном это моторные или гребные лодочки, весом до 200 килограммов, приобрести которые можно в любом специализированном магазине и которые не нужно регистрировать - спустил на воду и вперёд! В МЧС их так и называют - «суда, не подлежащие регистрации». Именно их владельцы и становятся наиболее частыми участниками чрезвычайных происшествий. Контроля за ними нет: не проверишь, не накажешь. Единственная мера, закреплённая законодательно, - обязательный спасательный жилет. Правда, правило это распространяется только на территории области. В акватории Петербурга уже не действует.

- На что стоит обратить внимание, если вы выходите на воду, - рассказывает главный государственный инспектор по маломерным судам Ленобласти Геннадий КОРСУНОВ. - В первую очередь, проверьте лодку - не спускает ли, нет повреждений? Желательно иметь с собой черпак - на случай, если захлестнёт волной. И сигнальные ракеты, если отправляетесь далеко или в плохую погоду. Телефон должен быть заряжен, помещён в водонепроницаемый чехол и пристёгнут к спасательному жилету - тогда им можно воспользоваться, даже оказавшись за бортом. С собой нужно иметь нож - если надо разрезать сети. И, по возможности, спасательный круг.

Жилет и «поплавок»

Выбор спасжилета - отдельная история. Самый простой, надёжный и долговечный - из пенополиэтилена, стоимость его 1-3 тысячи рублей. Приобретать лучше со специальным воротником-стойкой, который поддерживает голову, и светоотражающими полосами. В нагрудном кармане таких жилетов всегда имеется свисток. Чтобы не напороться на китайский ширпотреб с сомнительными плавучими свойствами, при покупке требуйте сертификат (в нём указывается, что изделие прошло испытания, изготовлено по ГОСТу). Подбираются жилеты под вес человека.

Второй вариант - надувная защита. Две лямки, которые, в отличие от обычного жилета, не стесняют движений, весят всего 300 граммов и не занимают место в багаже. Рыбачить в них несравненно удобней. При необходимости нажимается клапан, и за пару секунд жилет наполняется воздухом. Стоимость его - от 5 тысяч рублей.

Главное - взять себя в руки.
Главное - взять себя в руки. Фото: ГУ МЧС России

Ещё один способ держаться на воде - костюм-поплавок: куртка и штаны из изолонового материала. Используют их чаще весной и осенью, но нынешним капризным летом - тоже вариант. Главное достоинство такого гардероба - сохранение тепла: костюм не даёт замёрзнуть в воде даже при экстренных температурах. Цена - от 10 тысяч рулей.

Вообще, по словам спасателей, есть две главные причины гибели людей: алкоголь и переохлаждение. На сегодняшний день средняя температура в той же Ладоге не выше 14 градусов, а совсем недавно была вообще восемь. Понятно, что долго в такой стихии не протянешь, и спасжилет не поможет. Поэтому если отправляетесь на лодке в далёкое плавание, не лишним будет захватить с собой тот же «поплавок» или согревающий гидрокостюм, который используют дайверы и аквабайкеры.

Полезные курсы

Также важно знать, как вести себя на самой воде. Нельзя заплывать на судовой ход, особенно в сумерках или в тумане - та же баржа протаранит и не заметит (последний такой случай произошёл на Свири). В самой лодке во время хода нужно сохранять внутренний баланс, не перегружать её, не вставать и не пересаживаться на плаву в другие лодки, не поворачиваться бортом к волне.

- Большинство людей просто не знают элементарных правил вождения, не разбираются в речных знаках, не всегда умеют швартоваться, - поясняет Корсунов. - А ведь этому учат в специальных судоходных школах, которые есть во всех районах Петербурга и области. Владельцы зарегистрированных судов в обязательном порядке проходят такие курсы, остальные - по желанию. Экзамены принимает наш ГИМС. В год таким образом аттестуем до 2 тысяч человек. Если взять всех судовладельцев, то 30% из них прошли обучение, а 70%, к сожалению, нет.

Холодное лето 2017-го

Заместитель начальника отдела безопасности людей на водных объектах МЧС по региону Ольга РУСАК:

- В этом году происшествий меньше, чем в прошлом. С начала нынешнего года в водоёмах Ленинградской области погибли 43 человека. За аналогичный период 2016-го эта цифра составляла 63. Причина такой разницы - холодное лето, люди просто-напросто меньше выбираются на природу. Всего же в прошлом году утонули 145 человек, спасены 223. В этом году спасли 166 человек, включая зимних рыбаков и тех, кто заблудился или выпал за борт.

Среди примеров нынешних ЧП: 4 июня двое мужчин, 38 и 45 лет, не вернулись с рыбалки в Новой Ладоге, в ходе спасательных работ выяснилось, что оба погибли. Этой же ночью у мыса Козёл Волховской губы в Новой Ладоге затопило лодку с тремя рыбаками. Мужчины приняли решение добираться до берега вплавь, сделать это удалось только одному, остальные утонули. 18 июня во Всеволожском районе у посёлка Ваганово на Ладоге поступило сообщение от рыбаков, которые рассказали, что их ветром отнесло на 2 километра в открытое озеро, выгрести обратно они не могут. На место отправился спасательный катер, пострадавших удалось спасти. На следующий день, 19 июня, у деревни Шепелёво на озере Гора-Валдайская в Ломоносовском районе из лодки выпал молодой человек, предположительно в состоянии алкогольного опьянения. К сожалению, он погиб.

Как спастись, если тонешь?

Главный инспектор по безопасности Общества спасения на водах Петербурга и Ленинградской области Вячеслав ПОЛЯКОВ:

- Что делать, если вы оказались в воде? В первую очередь, избавьтесь от тяжёлой одежды, которая тянет на дно, - скиньте тяжёлые сапоги, ватник. Кстати, рюкзак какое-то время может успешно выполнять функцию спасательного круга - он полон воздуха.

С паникой бывает трудно справиться, единственный совет в такой ситуации - попытаться сконцентрироваться на чём-то, на мысли, на действии. Не стоит смотреть на берег - с воды любое расстояние кажется далёким, действует оптический обман.

Экономьте энергию. Оптимальный способ добраться до берега - перевернуться на спину. Сил вы тратите минимум, тревога уменьшается. Я сам как-то, будучи на Кубе, заплыл далеко в море с трубкой и маской, оглянулся - а полоска берега очень далеко! Испугался, но взял себя в руки, лёг на спину, и быстро, а главное спокойно доплыл до суши.

Важно иметь привычку к воде - ходить в бассейн, закаляться. Не лишним будет в том же бассейне отработать простейшие навыки спасения утопающих, чтобы знать, как себя вести в экстремальной ситуации.

Каждому судовладельцу я бы посоветовал иметь на борту спасательный круг или так называемый «спасательный конец Александрова» - 25-метровую верёвку с тремя поплавками для спасения утопающих.

Кстати

Телефон экстренной службы 112. Набирается даже без сим-карты. Время прибытия спасателей в любую точку области - 30 минут.

Это интересно

Умереть - от страха?

Французский врач, биолог и путешественник Ален Бомбар (1924-2005) утверждал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, умерли не от голода, жажды и моря, а от страха!» Иными словами, говорит доктор Бомбар, всему виной во время ЧП - стресс. Чтобы подтвердить свою теорию, в 1952 году он в одиночку переплыл на надувном катамаране Атлантический океан - от Канарских островов до Барбадоса. С собой он не взял ни кусочка хлеба и ни литра питьевой жидкости, питаясь в пути пойманной рыбой и планктоном, запивая их собранной дождевой и набранной морской водой. Путешествие длилось два месяца, Бомбар преодолел 4400 км, значительно подорвал своё здоровье, но достиг цели и остался жив.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах