Примерное время чтения: 11 минут
5513

Гибель «Богатыря». Самые известные железнодорожные катастрофы в XIX веке

Авария Императорского поезда произошла в 1888 году, когда царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург.
Авария Императорского поезда произошла в 1888 году, когда царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Public Domain

203 года назад, 31 июля 1815-го, произошла первая в мире железнодорожная катастрофа, унесшая жизни более десятка человек. Во время демонстрации паровоза «Механический путешественник», созданного под руководством инженера Уильяма Брунтона, прогремел взрыв. Паровой котел, не выдержав напора, разлетелся на куски, которые нанесли смертельные ранения 16 зрителям. 

Через 25 лет было зафиксировано и первое ЧП в России – на железной дороге, которая связала Санкт-Петербург и станцию в Царском селе. В августе 1840-го близ станции Шушары столкнулись лоб в лоб два поезда. В результате паровоз со звучным названием «Богатырь» превратился в груду железа, 78 человек получили ранения, а 6 пассажиров погибли. В ходе расследования обстоятельств аварии стало известно, что машинист Роберт Максвелл был пьян и просто забыл приказ остановиться перед стрелкой и пропустить встречный поезд. Поскольку в то время железнодорожное полотно было однопутным, то есть все поезда следовали по одному пути, пропуская встречные в специальных карманах, трагедии было не избежать. Это ЧП открыло счет железнодорожным катастрофам в России.

SPB.AIF.RU вспоминает крушения, которые произошли в Российской империи на заре развития железных дорог.

Трагедия на Киево-Балтской железной дороге, август 1869 года

Еще одна авария, произошедшая из-за пресловутого «человеческого фактора» произошла в августе 1869 года на новой Киево-Балтской железной дороге. В 4 часа утра со станции Бирзулы отправился поезд, в вагонах которого находились рабочие и частные пассажиры. Все они направлялись в Киев, однако добраться до пункта назначения им было не суждено. Машинист, который как и Роберт Максвелл в момент ЧП, был пьян, решил преодолеть расстояние как можно скорее и дал такую скорость хода поезду, что за 6-7 минут машина преодолела 10 верст. Техника в то время не была предназначена для таких скоростей, в итоге, поломав рельсы, поезд соскочил на насыпь. Испугавшийся машинист дал задний ход, что только усугубило ситуацию: вагоны стали взгромождаться друг на друге, ломаясь и травмируя пассажиров.

В результате случившегося 17 человек получили тяжелые ранения, 3 человека погибли. Как писала пресса, виновник случившегося – машинист – сумел спрыгнуть во время бедствия и убежать. Правда, вскоре он был пойман и арестован.

Тилигульская катастрофа, декабрь 1875 года

Между Балтой и Бирзулой в декабре 1875 года потерпел крушение поезд с новобранцами. Этот инцидент вошел в историю как одна из крупнейших катастроф в истории железных дорог Российской империи.

Причиной страшной аварии стало то, что придорожный мастер на Тилигульской насыпи решил заменить лопнувшую рельсу, не сообщив о своем намерении начальникам ближайших станций. Сняв испорченную рельсу, он пошел греться в будку погреться, так как в тот день была сильная метель. В этот момент как раз проходил поезд, в котором находилось более четырех сотен новобранцев. В итоге локомотив сорвался под откос и полетел вниз с высоты насыпы – порядка 11 сажен.

«В одну минуту все вагоны образовали бесформенную массу обломков и кусков человеческих членов. Масса эта, почти одинаковой высоты с насыпью, немедленно воспламенилась. Кто не был раздавлен, погиб в пламени», - писали о той трагедии.

В результате крушения и возникшего пожара погибло около 140 новобранцев (из 419) и около 120 получили увечия.

В результате крушения и возникшего пожара погибло около 140 новобранцев.
В результате крушения и возникшего пожара погибло около 140 новобранцев. Фото: Public Domain

Начальник движения Одесской железной дороги Сергей Витте вспоминал тот день: «Мы, вместе с бароном Унгерн-Штернбергом, взяли экстренный поезд и отправились на место происшествия; это случилось на расстоянии 186 вёрст от Одессы. Когда мы приехали на место, то мы нашли, что та часть поезда, которая свалилась под трубу (под трубу свалился не весь поезд, а только часть его), вся сгорела дотла; другая же часть, которая была около трубы, когда мы приехали, была уже поднята и многие раненые были уже свезены на станцию Бирзула. Конечно, картина была чрезвычайно грустная. Случай был ужасный. Мы сейчас же подобрали всех новобранцев, которые остались в живых (и не были ещё отправлены в Бирзулу), и повезли их в Одессу, а там сдали их в военный госпиталь».

Кукуевская катастрофа, июнь 1883 года

Произошедшее на Московско-Курской железной дороге в ночь на 30 июня получило название «кукуевской катастрофы». Это выражение стало нарицательным обозначением аварии, которые использовали в своих произведениях Чехов и Салтыков-Щедрин. 

В результате крушения погибло 42 человека, 35 было ранено. Официально, авария произошла вследствие сильного дождя, вымывшего чугунные трубы из насыпи, проложенной через овраг, на дне которого находятся ключи.

Когда поезд достиг опасного участка, машинист почувствовал неладное и попытался дать задний ход. Но было уже поздно: насыпь не выдержала давления и развалилась. Багажный вагон, а за ним и пассажирские посыпались в бездну.

Одна из уцелевших пассажирок позже вспоминала, что разбитые вагоны исчезли не вдруг, а их засасывало в воду в течение нескольких минут: «Несчастные пассажиры хватались за доски, кричали и звали на помощь, но их относило водой и втягивало в болото... Подойти к ним и оказать помощь не было возможности, так как вся разъехавшаяся насыпь у нас на виду спускалась и задергивалась тиной, пока не всосала вагоны и они не исчезли из глаз».

В той катастрофе погиб племянник Ивана Тургенева. Писатель позже писал: «Мне постоянно мерещатся эти несчастные, задохнувшиеся в тине…»

В той катастрофе погиб племянник Ивана Тургенева.
В той катастрофе погиб племянник Ивана Тургенева. Фото: Public Domain

Известно о случившемся стало во многом благодаря журналисту Владимиру Гиляровскому. В течение двух недель он работал на месте происшествия, посылая материалы в газету «Московский листок». После этих четырнадцати дней непрерывной работы на месте аварии Гиляровский, по собственному признанию, полгода страдал расстройством обоняния и не мог есть мясо. 

Крушение императорского поезда, октябрь 1888 года

«Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз… В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду. (…) Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось», - описывала события того дня императрица Мария Федоровна своему брату - греческому королю Георгу.

Авария Императорского поезда произошла в 1888 году на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов южнее Харькова, когда царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург.

Согласно одной из версий, трагедия произошла из-за того, что слабое верхнее строение пути частной железной дороги было расшатано. В результате паровоз фактически провалился между разошедшимися рельсами. 10 вагонов сошли с рельс, при этом тяжелые царские вагоны, сползая с насыпи, раздавили своей массой обычные вагоны с прислугой, поставленные в голове поезда. Во всём поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять.

В момент катастрофы в поезде были император Александр III с семьей.
В момент катастрофы в поезде были император Александр III с семьей. Фото: Public Domain

В момент катастрофы в поезде были император Александр III, императрица, цесаревич Николай Александрович — будущий российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна. Они отделалось лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь великая княжна Ольга Александровна, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков солдатом при помощи самого государя.

Очевидцы утверждали, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.

Крушение поезда на перегоне Бокенгоф — Эльва, май 1897

В число страшных железнодорожных катастроф в России в XIX веке вошла трагедия, произошедшая с воинским поездом на перегоне Бокенгоф — Эльва.

1 мая поезд, перевозивший два батальона 95-го пехотного Красноярского полка в город Юрьев, отправился в полдень со станции Валк. Военные должны были принять участие в праздновании юбилея города, который сейчас известен как Тарту. В составе было 20 вагонов для 745 солдат, два вагона для офицеров, вагон с лошадьми, две платформы с повозками и 9 багажных вагонов.

В пути начался сильный ливень. В итоге на одном из участков под тяжестью паровоза рельсы сдвинулись, и локомотив с багажными вагонами сошёл с полотна. Следующие вагоны начали наскакивать друг на друга, образовывая завал. Ситуацию усугублял тот факт, что рядом было топкое болото, куда попали многие солдаты.

1 мая поезд, перевозивший два батальона 95-го пехотного Красноярского полка в город Юрьев, отправился в полдень со станции Валк.
1 мая поезд, перевозивший два батальона 95-го пехотного Красноярского полка в город Юрьев, отправился в полдень со станции Валк. Фото: Public Domain

О тех событиях сохранились воспоминания: «человеческие стоны раздавались из-под разбитых вагонов. Спасшиеся каким-то чудом солдатики, кое-как выбравшись из кучи осколков, бросились на помощь к своим товарищам и, забыв всякий страх, с самоотверженностью освобождали их из-под обломков. Вода, затопившая котловину, была так высока, что некоторые солдаты, бросаясь из вагонов, тут же тонули».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах