Примерное время чтения: 5 минут
19352

«В тучу лезем». Что привело к катастрофе Ту-154 под Донецком в 2006 году

Авиакатастрофа, произошедшая 22 августа, занимает 51-е место среди крупнейших катастроф в истории мировой авиации.
Авиакатастрофа, произошедшая 22 августа, занимает 51-е место среди крупнейших катастроф в истории мировой авиации. / Dmitry Terekhov / Flickr.com

На полях совхоза «Степной», в полутора километрах от небольшого посёлка Сухая Балка установлен памятник – из белого бетона выполнена часть крыла самолета. Рядом стоят мраморные плиты, на которых выгравированы виды Санкт-Петербурга и фамилии. Это список пассажиров рейса PLK-612. 22 августа они летели из Анапы в город на Неве, но под Донецком из-за непростых погодных явлений самолет сорвался в штопор. 85-тонная машина врезалась в землю. 160 пассажиров и 10 членов экипажа мгновенно погибли. На месте падения фюзеляжа и был установлен памятник.

В годовщину трагедии SPB.AIF.RU вспоминает события 12-летней давности.

Ужас в мирное время

Ирина и Леонид Фроловы в тот день потеряли сына Андрея. Он не должен был лететь тем рейсом — билеты были куплены на поезд. Но потом решил еще на денек остаться в Анапе, сдал свой билет и купил на рейс 612. Ирина с внуком уехали в Петербург на поезде.  Позже их ждала страшная процедура опознания.

В этом самолете летела и Юлия Полякова с супругом и четырехлетним сыном. Девушка была в положении. Ее отец, Игорь Рязанов, более 10 лет посвятил тому, чтобы добиться правды:

«Наша семья, похоронившая беременную дочь, четырёхлетнего внука и зятя, оказалась недостойной ни памяти, ни компенсаций… Для «себя» все эти годы мы просили власть лишь помочь с финансированием содержания мемориала под Донецком. Теперь и этого не просим. Конечно, пока мы живы, будем добиваться нового тщательного расследования действий должностных лиц, причастных к крушению авиалайнера. И требовать сохранить память наших родственников, погибших такой ужасной смертью в мирное время».

Тот август выдался очень жарким. Приход холодного воздуха спровоцировал сильные грозы с ливнями. 22 августа на пути самолета Ту-154М были две зоны грозовой деятельности. Одна из них поджидала самолет в Ростовской области.

Экипаж её наблюдал визуально и по метеорадиолокатору, о чём свидетельствует разговор в кабине между штурманом и командиром: 

  • Штурман: Мы не успеем набрать.
  • Командир воздушного судна: Как долго набираем.
  • Командир воздушного судна: Ой, прямо в тучу лезем. Некрасиво как.
  • Штурман: Вправо надо.

Благополучно обойдя его, самолет вернулся на трассу маршрута. Над Донецкой областью его ждал второй грозовой очаг. Экипаж предпринял попытку обойти грозу сверху, не зная, что грозовой фронт поднялся до 12-13 тысяч метров.

Примерно в 15:30 Ту-154М попал в мощную грозу. Командир рейса 612 Иван Корогодин  попытался поднять авиалайнер выше.

85-тонная машина, задрав нос, стала подниматься с вертикальной скоростью примерно 68,6 м/с. За 5-6 секунд она взмыла вверх почти на четыре сотни метров. В этот момент угол подъема носа достиг 45,7°. Завалившись вправо, борт начал входить в плоский штопор. Экипаж перестал контролировать самолет, который перешёл в неуправляемое падение.

На высоте 7200 метров был подан сигнал бедствия «SOS». Примерно через две с половиной минуты самолет столкнулся с землей.

«Закритические углы атаки»

17 февраля 2007 года Правительственная комиссия под председательством главы Минтранса РФ Игоря Левитина огласила итоги расследования катастрофы:

«Причиной катастрофы самолёта Ту-154М RA-85185 авиакомпании «Пулково» явился вывод самолёта при полёте в штурвальном режиме на закритические углы атаки и режим сваливания с последующим переходом в плоский штопор и столкновением с землей с большой вертикальной скоростью», — говорилось в документе. 

Уже после авиакатастрофы Ту-154  авиакомпании «Пулково» под Донецком в августе 2006 многие стали говорить, что эти самолеты давно исчерпали свой ресурс. Тогда министр транспорта Игорь Левитин заявил, что Ту-154 и Ту-134 будут постепенно, в течение 5 лет, заменены другими судами. За запрет полетов на ТУ-154 тогда выступили и родственники петербуржцев, погибших в авиакатастрофе. 

«В нашем случае следствие назначило виновным командира. Сослались на неадекватность его действий, дернул штурвал в сторону, и это привело к сваливанию самолета — если говорить простым языком. Плюс плохие погодные условия. Но все это следствия, а не причины катастрофы, - говорил соучредитель общественной региональной организации помощи жертвам авиакатастроф – «Прерванный полет» Виталий Юсько. - Чем разбираться в ситуации, конечно, проще всего свалить вину на экипаж».

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах