Отголоски весны
Первый топливный кризис произошёл в Санкт-Петербурге и Ленобласти в мае этого года. Тогда на многих автозаправочных станциях региона исчезли бензин и дизельное топливо. Автолюбители запасались впрок, у АЗС, где бензин ещё имелся, выстраивались огромные очереди. Больше всего от топливного кризиса пострадали небольшие частные автозаправочные станции. Они не могли приобрести топливо у нефтяных компаний, так как последние гнали его на экспорт. В итоге были вынуждены закрываться и простаивать. И всё же весной тяжёлого бензинового кризиса удалось избежать благодаря работе в нашем регионе крупного нефтеперерабатывающего завода. Как заявил тогда его директор Анатолий Земляной, «бензина хватит всем, и никаких предпосылок к дефициту бензина нет».
Прошло 4 месяца, и вновь аналитики заговорили об остром дефиците топлива в нашем регионе и в России в целом. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», нефтепродукты с начала года еженедельно дорожают на 5-8 копеек за литр и в итоге выросли в цене на 3-5 рублей. Если весной бензин АИ-92 можно было приобрести за 23 рубля, то сегодня он стоит минимум 26 рублей. Самое дешёвое топливо, как нетрудно догадаться, продаётся на АЗС «Киришавтосервис»: АИ-92 по 25,95 рубля за литр. Кое-где цена за 92-й перевалила за 27 рублей. И цены продолжают ежедневно расти.
Угроза сохраняется
- Ситуация на топливном рынке остаётся сложной, - говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Нефтяные компании продают нефтепродукты независимым АЗС гораздо дороже, чем «своим». Такое положение вещей приводит к разорению независимых АЗС.
В итоге, по мнению специалиста, провоцируется ситуация, когда автолюбители, видя закрывающиеся небольшие АЗС, впадают в панику и скупают топливо. Даже крупные участники рынка могут не справиться с возросшим спросом на бензин. Однако эксперты успокаивают:
- У нас бензин есть, полные резервуары, - говорит управляющий крупной АЗС Иван Дедов. - Уверен, заправим полный бак сегодня и через месяц. В Петербурге работают три крупных сети АЗС, где бензин не исчезнет ни при каких обстоятельствах: это «Кириши», «Лукойл» и «Газпромнефть». Мы - производители топлива, располагаем собственными мощностями.
Несмотря на то что кризис на топливном рынке пока удаётся сдерживать, АЗС наводнил некачественный бензин. По информации Северо-Западного территориального управления Росстандарта РФ, ситуация в регионе угрожающая.
- Сложилась практика реализации откровенно опасных нефтепродуктов, которые приводят к выводу из строя элементов топливной системы двигателей внутреннего сгорания, - подчеркнул руководитель Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта РФ Василий Смеречук.
По словам чиновника, в последнее время участились жалобы на крупные АЗС. Ранее они поступали исключительно на АЗС мелких фирм и индивидуальных предпринимателей. Основные претензии относятся к октановому числу, содержанию ароматических углеводородов и метанола. При этом потребители практически лишены возможности эффективной защиты своих интересов по двум причинам: технические проблемы наступают, когда партия некачественного топлива уже реализована, стоимость экспертизы достаточно высокая: от 14 до 20 тысяч рублей.
- Ситуация сложная во всей стране, - считает эксперт Михаил Игнатюк. - Нефтеперерабатывающих заводов в стране достаточно, но глубина переработки очень низкая, поэтому на внутреннем рынке с завидным постоянством возникает недостаток высокооктанового бензина. Сегодня 12 нефтяных компаний только приступают к модернизации своих заводов для производства более качественных нефтепродуктов в большем объёме. А пока эта модернизация не произойдёт, угроза дефицита на бензин будет сохраняться.