Кто виноват, говорить пока рано. А что делать? - вопрос, который по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Кто поднимает цены на гречку?
Гречка, истинно русская национальная каша, в какой-то момент начала вдруг пропадать с прилавков магазинов по всей России. А тем покупателям, кому все-таки удавалось достать внезапно ставший дефицитным продукт, заплатили за него в несколько раз дороже. Непонятно, по каким причинам поднявшаяся цена на гречу держится до сих пор. Будет ли она расти и стоит ли запастись крупой на всякий случай, волнует, наверное, каждого простого россиянина.
Как отмечает FINMARKET.RU, гречка в августе подорожала на 33,1%, а с начала года цены на этот продукт увеличились на 84,9%. Вслед за гречкой стали дорожать и другие продукты.
Руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов заявил «БалтИнфо», что ажиотажный спрос на продукты обоснованный, но запоздалый: «Начаться он должен был тогда, когда страну только окутал дым. Уже стало понятно, что не все благополучно будет с урожаем и экономикой». Напомню, Минсельхоз оценил ущерб агропромышленного комплекса России от засухи в 32,7 миллиарда рублей. По словам заместителя министра сельского хозяйства Александра Петрикова, аномальные климатические условия погубили около 11 миллионов гектаров посевов, что составляет 26% от общей площади.
Одной из основных причин повышения цен является засуха. Но не просто потому, что она привела к неурожаю (его масштабы будут ясны только к концу сентября). Ожиданиями дефицита воспользовалась, как считают эксперты, часть поставщиков, которые попыталась придержать остатки прошлогодних запасов крупы, а затем распродать их по более высокой цене. Причинно-следственную связь в сложившейся в стране ситуации попыталась найти заместитель вице-президента по коммерции и бизнесу Холдинга «Продовольственная БИРЖА» (сети «Полушка», «Е-Да!» Елизавета Герасимова: «Производители стали сдерживать запасы прошлогодней крупы, поскольку объемы урожая 2010 еще не объявлены. Следствием этого стало повышение цены на гречу. Часть магазинов отказались от закупок, в магазинах же, где греча присутствовала, наблюдался ажиотажный спрос. Из-за слухов и нашего менталитета все начали лихорадочно скупать эту крупу. И, кажется, даже те, кто гречу обычно не покупает, в такой ситуации решили ей запастись».
В «Независимой газете» пресс-секретарь Общества защиты прав потребителей Юлия Шарапова отметила, что когда производитель поднимает отпускные цены на 10-15%, то перекупщики их вздергивают на все 50. Такое происходит потому, что выстроены слишком длинные цепочки посредников.
Рыночной силой, определившей рост цен на гречку по всей стране, редактор отдела экономики «Новой газеты» Алексей Полухин видит перекупщиков - промежуточное звено между производителями и крупнооптовыми поставщиками. Причину их аномального поведения Алексей Полухин объяснил в статье «Маршал гречка» - она в запрете на экспорт зерна: «Ведь это был их основной, извините, хлеб. И если крупные экспортеры спокойно могут подождать осени-зимы, когда производители вынуждены будут продать им зерно дешево, то перекупщики остались ни с чем. Чтобы жить, им надо торговать. И они принялись торговать гречкой. Перекупщики давно подметили, что гречка предельно эластична по цене. Иными словами, ее покупают даже при условии трехкратного роста цен». Журналист не снимает вины за повышение цены и с самих россиян: «Чем быстрее дорожает гречка, тем больше ее покупают. Это уже психология нашего народа, который сметает с полок дефицит, как только товар становится «дефицитом». Сарафанное радио работает тем лучше, чем больше по телевизору говорят, что роста цен на продукты не будет».
Журнал The New Times в одном из своих последних номеров обратился к подробному разбору гречневой торговой цепочки от производителя до покупателя. Свой вклад в повышение цены сделало, кажется, каждое из звеньев: «Вслед за фермерами собираются повышать цены и переработчики гречихи, причем не только из засушливых, но и из вполне благополучных регионов, к примеру, с Алтая». «У нас лето было нормальное, без аномалий, и урожай в этом году будет отличный, в том числе и гречихи. Но то, что происходит на рынке, не поддается никакому объяснению: оптовая цена гречки скакнула с 12 до 45 рублей. Впервые за столько лет работы гречка стала стоить гораздо дороже риса. И мы вслед за колхозниками вынуждены поднимать цены до 40-45 руб. за килограмм», - рассказал журналу начальник коммерческого отдела ООО «КрупоСервис» (Алтай) Вадим Хоменко. А дистрибьюторы гречки оказались зависимы от переработчиков. Так, пишет The New Times, «один из крупнейших в стране поставщиков круп, компания «Ангстрем», разослала своим партнерам письмо, извещая, что гречки в России почти не осталось и до появления нового урожая ее будут продавать по принципу тому, кто дороже купит.
В то же время стремление хотя бы как-то противостоять повышающимся ценам выражают крупные торговые сети. Так, директор Северо-Западного филиала Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» Александр Павлов заявил: «Для сдерживания продуктовой инфляции Х5 готова снижать наценки вплоть до крайнего случая их отмены. Однако рассчитываем на то, что производители проявят благоразумие, а контролирующие органы будут обращать внимание не только на сети, но и на поведение поставщиков». А заместитель вице-президента по коммерции и бизнесу Холдинга «Продовольственная БИРЖА» Елизавета Герасимова призналась: «С точки установления розничной цены мы будем следовать своей системе ценообразования - торговле по минимальным розничным ценам конкурентов».
Есть еще одна маленькая деталь, которую, думаю, нельзя упускать из виду. Если даже гречка и завозится в крупные сети, то быстро раскупается, особенно по причине полуоптовых закупок. Об этом, кстати, не так давно заявил Дмитрий Медведев: «Зачастую вечерами из крупных розничных сетей, из магазинов вынимают эту самую гречку, просто подъезжают грузовики, покупают мешками эту гречку и, естественно, продают потом на рынке или в маленьких магазинах, палатках там всяких разных». «Мы же понимаем, что магазин тоже не должен этого делать. Потому что совершенно очевидно, что это отпуск продукции, отпуск товара не розничному потребителю, а оптовику. А цель магазина в другом. Понятно, что хочется быстро продать. Но в этом случае это нарушение законодательства о торговле - у нас розничная торговая сеть», - отметил президент, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Российская ментальность порождает дефицит
Как заявил ИТАР-ТАСС президент Российского союза зернопроизводителей (РЗС) Аркадий Злочевский, действительного дефицита гречки в России нет и не предвидится: «По нашим прогнозам, урожай гречихи в этом году составит 400 450 тыс. т, при этом на Алтае, где гречихой засеяно больше всего площадей (343 тыс. га) планируется собрать около 260 тыс. т, то есть недобор урожая в связи с засухой здесь будет незначительный». В прошлом году, по его данным, урожай гречки составил 566 тыс. т, но в 2007 2008 годах удавалось собрать около 1 млн т. При этом недобор внутреннего рынка традиционно компенсируется импортными поставками из Китая, Белоруссии и Польши, отмечает РБК daily.
Кстати, в августе Россия закупила у Китая уже 720 тонн гречневой крупы. Как сообщила «Интерфаксу» начальник аналитического отдела Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Ирина Глазунова, поставки осуществляются небольшими партиями. Цена составляет 30-32 рубля за 1 кг на границе. Последний раз российская сторона ввозила гречневую крупу семь лет назад, пишет газета «РБК daily». В 2003-2004 сельхозгоду Россия импортировала рекордное количество гречки - более ста тысяч тонн. А так, ежегодно Россия импортирует лишь около полутора миллионов тонн зерновых, в прошлом году было ввезено только 400 тысяч тонн. Другим импортером гречи должна была выступить Белоруссия. Однако пока она отказывается поставлять гречку российским покупателям, ссылаясь на то, что у Белоруссии «нет излишков гречневой крупы для экспорта» и что «надо прежде всего обеспечить свою потребность».
Если вернуться к подорожанию, то в преддверии нового сбора урожая оно вполне традиционно, считают в РЗС. Однако в этом году «между двумя урожаями» продавцы стали слишком необоснованно завышать цены на гречку. И так называемый дефицит гречки, уверены в РЗС, спровоцирован раздутыми данными СМИ, спекулятивными настроениями розничной торговли и паникой среди самих россиян.
В излишней эмоциональности укорила граждан и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко: «Всегда нагнетают ситуацию. Пример со свиным гриппом - скупили маски, теперь они лежат в тумбочках. Весной опасались наводнения - смели с полок резиновые сапоги на три поколения вперед, теперь их нужно посыпать тальком, чтобы не испортились». Губернатор призвала горожан не поддаваться панике и не играть на руку недобросовестным поставщикам и продавцам: «Гречка, видимо, у кого-то залежалась, жучки завелись, решили ее «сбросить», и это желание «легло» на ажиотажные настроения». Матвиенко предположила, что теперь гречка сгниет на полках в квартирах у петербуржцев. Валентина Матвиенко, как Газета.Ru, официально заявила: «Я как государственный чиновник, ссылаясь на официальную информацию, могу сказать, что Петербург в полном объеме будет обеспечен зерном. Об этом сообщил мне вице-премьер Зубков». Кроме того, добавлю, с 2004 года в Петербурге существует региональный продовольственный фонд, который может обеспечить пекарни и мельницы работой в течение двух месяцев.
Крупа есть, не волнуйтесь
Уверенности в завтрашнем дне пытается придать россиянам и министр сельского хозяйства Елена Скрынник. В интервью «Российской газете» она еще раз повторила: «По балансу производства и потребления у нас в стране с гречкой все нормально. Крупа есть, не волнуйтесь». «У нас потребление гречки составляет 515 тысяч тонн в год. В 2009 году было собрано 564 тысячи тонн, импорт составил 1,1 тысячи тонн, а экспорт - 6,7 тысячи тонн. Остатки на 1 июля 2010 года - 43 тысячи тонн. Произведем мы в этом году, по оценке наших экспертов, 450 тысяч тонн. Так что дефицита гречневой крупы в стране практически нет. А то, что в отдельных магазинах кто-то пытается резко повышать цены, - это, еще раз говорю, спекуляции и ценовые сговоры. Этим должна заниматься антимонопольная служба», - сказала Скрынник.
Ту же причину назвал недавно и президент Дмитрий Медведев: «Это спекулянты. Кто-то пустил слух, что неурожай. Страха нагоняют».
Способна ли повлиять ФАС
Несмотря на многочисленные выступления высшего чиновничества и оценки ситуации компетентными экспертами, ажиотаж не утихает, да и цены не стремятся к снижению. Гречневой проблемой активно занялась ФАС. Региональные управления ФАС ведут мониторинг цен «от поля до прилавка» каждую неделю, сообщает «Российская газета». «Мы пришли к выводу, что основная составляющая роста цен - спекулятивная, - заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов. - Никаких экономических оснований для роста цен сейчас нет». «В списках нарушителей все участники продовольственной цепочки, - отметил Андрей Цыганов. - Поэтому нельзя сказать, что ситуацией с засухой пользуются только производители, только поставщики или только торговые сети».
Начальник отдела экономической концентрации и реестра УФАС России по Санкт-Петербургу Алла Петрова сказала, что пока рано называть виновников повышения цены на гречу. Сейчас, по ее словам, УФАС по Санкт-Петербургу осуществляет проверки, информация собирается и анализируется. Кроме того, в УФАС открыт прием сообщений о завышении цен на продукты. Обращения граждан поступают по телефону и по электронной почте.
«Если комиссия подтвердит нарушения, то в отношении нарушителя будет возбуждено административное производство. Предусмотрены довольно большие оборотные штрафы», - сказала заместитель руководителя управления ФАС по Москве Елена Петрусенко. «А если в результате осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий мы обнаружим, что такие действия повлекли извлечение дохода в крупном размере, т.е. более 5 млн руб, то здесь вступает в силу Уголовный кодекс РФ», - предупредила представитель ФАС, сообщает «Росбалт».
Однако независимые эксперты говорят о том, что антимонопольные проверки не приведут к исцелению продовольственного рынка. «ФАС изначально создана для того, чтобы контролировать в основном крупных игроков, способных серьезно влиять на рынок», - объясняет в «Независимой газете» аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. Однако мелкие предприятия - масштаба ларька - уже вне компетенции ФАС, ведь к каждому ларьку контролера не приставишь. В такой ситуации торговым сетям выгодно временно снять с продажи слишком быстро дорожающие продукты. При этом мелкие магазины могут спокойно удваивать или даже утраивать цены на свои товары. «Контроль цен в его сегодняшнем виде не может быть эффективным из-за его редкости и во многом случайности», - подчеркивает в «Независимой» ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. А самое главное, говорит эксперт, состоит в том, что на практике торговцами активно применяются различные способы уклонения от ценового контроля: от переклеивания ценников накануне проверки до полного изъятия товара из магазинов.
Как должна реагировать власть?
Принятый в прошлом году закон «О торговле» позволяет властям замораживать цены на 24 социально значимых продукта, если они дорожают больше чем на 30% за месяц. Ограничивать рост цен на продовольственные товары в условиях последствия засухи нецелесообразно, считает глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, сообщает РИА Новости. По ее словам, необходимо развивать нормальные формы торговли, чтобы предотвратить спекуляцию.
Эксперт в области экономики Евгений Надоршин напоминает в «Российской газете», что из-за «заморозки» цен в 2008 году розничные цены в России не просто подросли, но и задержались на высоком уровне, несмотря на снижение оптовых цен. «Лучше учиться действовать другими методами: максимально упростить импорт, создать условия для быстрого прохождения товаров в розницу, грамотно организовать работу с зерновым интервенционным фондом», - считает он. Действительно, замораживание цен, скорее всего, приведет к дефициту, черному рынку и спекуляции. И как бы мои слова ни напоминали недавнее голодное прошлое, кажется, правы те, кто поддерживает введение ваучеров на покупку первоочередных продуктов по адекватным ценам. Это позволит адресно поддержать нуждающихся граждан.
Реакцией властей на произошедшее было введение запрета на экспорт зерна. Однако вскоре правительство установило ряд исключений из временного запрета на экспорт пшеницы, меслина, ячменя, ржи, кукурузы, пшеничной и пшенично-ржаной муки, который введен с 15 августа по 31 декабря, сообщает newsru.com. Временный запрет не применяется в отношении сельскохозяйственных товаров, вывозимых с территории РФ в качестве припасов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза; для реализации международных договоров РФ; в Калининградскую область и вывозимых с территории Калининградской области на остальную часть территории РФ. Также исключения сделаны для диппредставительств консульств и иных официальных представительств России за рубежом; для российских воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств; для российских организаций на Байконуре, для судов, которые ловят рыбу за пределами территориального моря РФ; для организаций на архипелаге Шпицберген, а также для оказания международной гуманитарной помощи, сообщает ИТАР-ТАСС.
Недавно объединения сельхозпроизводителей и торговые сети подписали соглашение о сотрудничестве, чтобы вести совместный мониторинг цен на сельхозпродукцию в рознице и создавать условия для увеличения объемов сельхозпроизводства. По мнению подписантов, все это поможет не допускать необоснованного повышения цен. О механизме ценового саморегулирования рассказал заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов: если в течение 30 дней игроки рынка заметят серьезное повышение цен на социальные продукты, то соберутся на совещание и постараются выяснить, «кто виноват и что делать», отмечает «Российская газета». О том, что фермеры должны напрямую, без посредников, продавать свою продукцию оптовикам, говорят давно. Только осуществить это очень сложно.
Упадут ли цены на гречу?
«Исходя из той экспертной информации, которая сейчас есть, сокращаются запасы, и крупа исчезает из продажи, а новый урожай будет через месяц, когда соберут в Алтайском крае. Введением регулирования ситуацию вряд ли можно исправить», - считает директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков министерства Пироженко. По его мнению, гречневая крупа вернется на российские прилавки к сентябрю и обещает подешеветь. Тогда на рынок выйдет алтайская гречиха и выровняет стоимость крупы. Аналитики отмечают, что хотя к прежнему уровню в 6-7 рублей за килограмм гречки в опте и 19-20 рублей в рознице цены в ближайший год не вернутся, осенью рост цен прекратится, а стоимость гречки снизится на 15-20 рублей. Но есть и такие, кто не так оптимистично смотрит в будущее. Как объясняет исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов-младший, «если оптовые цены на гречку выросли более чем в два раза с 2009 года, а розничные пока поднялись на 60%, то в будущем можно ожидать, что цена вырастет еще на несколько десятков процентов».
Греча для россиян - продукт особый
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, после риса гречка занимает второе место в крупяном рационе наших граждан: на нее приходится 21% потребления всех круп. Она не просто вкусная. За самое большое содержание витаминов группы В гречку называют «царицей круп». Гречневая каша помогает избавиться от лишнего холестерина и выводит из организма шлаки и ионы тяжелых металлов.
В книге «Тяжелая судьба русской гречихи» Вильям Похлёбкин написал: в гречихе «соединились качества, которые всегда привлекали русский народ и которые он считал своими национальными: простота в приготовлении (налил воды, вскипятил не мешая), ясность в пропорциях (одна часть крупы на две части воды), доступность (гречка всегда была в России в избытке с Х по XX века) и дешевизна (вдвое дешевле пшеницы)». Очень хотелось бы, чтобы и в XXI веке грече все-таки удалось сохранить все эти свойства неизменными.