Постоянное повышение цен на продукты питания крупные торговые сети объясняли ростом курса валют. Ведь именно за доллары и евро поставщики закупают продукцию за рубежом, а отечественный производитель - сырьё. Обещали, что в случае снижения закупочной стоимости сети перепишут ценники в меньшую сторону. Почему же цены растут вместе с рублём?
Дешевле - только огурцы
За последний месяц доллар и евро по отношению к рублю упали на 15%. Однако, если верить Росстату, значительного снижения цен на продовольственные товары это пока не повлекло. Так, в Москве только в марте цены прибавили 1,5% (с начала года +8%), в Санкт-Петербурге 1% (с начала года +8,5%). Больше всего по статистике в первый весенний месяц выросли цены на рыбу и морепродукты - +4%, а также на крупы - +3,5%. Подорожали фрукты, некоторые овощи, орехи, масло, напитки. Кое-что действительно подешевело: сахар, яйца, мясо птицы, свинина - но не больше, чем на пол-
процента. Покупатели даже не заметили. Однако в апреле заметно начали снижаться цены на свежие огурцы и помидоры.
- Стоимость сезонных товаров будет уменьшаться и дальше, - говорит Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль». -
В первую очередь это касается огурцов - хозяйства Ленобласти дают всё бо`льший урожай. Но о глобальном снижении цен на мясную, рыбную, молочную продукцию речи быть не может. Особенно если говорить о местных производителях. Их затраты на производство только растут - кредиты для бизнеса подорожали, стоимость энергоресурсов постоянно увеличивается, и дешеветь их продукции просто не с чего.
По данным Андрея Даниленко, председателя «Национального союза производителей молока» («Союзмолоко»), в результате произошедшей девальвации рубля и значительного роста ставок по кредитам себестоимость производства молока увеличилась на 40%.
И резкое снижение закупочных цен, на котором в том числе настаивают и торговые сети, сейчас убьёт отрасль. Приведёт к сокращению поголовья и уровня производства молока, так как себестоимость продукта по-прежнему растёт, вне зависимости от курса валют. Сейчас средняя цена сырого молока 1-го сорта базисной жирности составляет 19,93 руб. (без НДС на ферме), а себестоимость производства на новых фермах - 23-24 руб. за литр, на старых - 16-17 руб. за литр. Выходит, что производители уже работают себе в убыток.
Все ждут
Будут ли снижаться цены на продукты, мы спросили и у самих торговых сетей.
- Мы внимательно анализируем ценовые предложения поставщиков и в ходе переговоров обращаем их внимание на изменение курсовой разницы, - говорит Владимир Русанов, начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»). - Мы заинтересованы вернуть цены на прошлые уровни, чтобы привлечь покупателей в магазины, и призываем поставщиков помочь нам в этом. От роста продаж выиграют все участники рынка. Часть поставщиков уже делают осторожные предложения по снижению отпускных цен, что позволяет нам корректировать и наши розничные цены в меньшую сторону.
Есть небольшое снижение - до 10% - на некоторые марки майонеза, сыра, масла, картофель (~15%), капусту (~20%), масло сливочное (~15%). Надеемся на снижение от ряда крупных производителей молочных продуктов до 10-15%, так как лето - сезон «большого молока», и на рынке растёт число предложений этой продукции.
Но пока большинство поставщиков по разным причинам занимают выжидательную позицию. Мы сами стараемся облегчить ценовую нагрузку на покупателей, выбираем наиболее конкурентные предложения поставок и расширяем скидочные программы.
- В период резких валютных скачков поставщики уведомляли сеть о повышении закупочных цен в связи с увеличением себестоимости валютной составляющей. Сейчас мы ведём активные переговоры, рассчитывая на обратный тренд, - отвечает Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК «ДИКСИ». - По сравнению с началом марта, в «ДИКСИ» снижение уже демонстрируют товары в молочной категории: сметана уменьшилась в цене на 15%, молоко - на 10%, сыры - на 13%. В категории овощей и фруктов подешевели кабачки и баклажаны - почти на 40%, грейпфруты на 44%, картофель - до 30%. Наша система ценообразования позволяет оперативно пересматривать розничные цены, так что процесс продолжится при соответствующем тренде со стороны поставщиков.
Задача бизнеса - заработать
Дмитрий Травин, экономист, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге:
- В наших реалиях снижать цены не принято. Так не бывает, чтобы каждый день магазины уменьшали стоимость своих товаров, потому что доллар и евро падают. Задача любого бизнесмена - заработать, а не наоборот. Да и больших оснований для оптимизма нет. Нефть не растёт, а уже давно колеблется в интервале от 50 до 60 долларов за баррель. Рост рубля - тоже временное явление, которое, скорее всего, объясняется действиями определённых лиц. Спекулянты берут кредит в валюте под низкий процент у Центробанка, меняют его на рубли и сами дают кредит, но уже под высокий процент в рублях. Других оснований для снижения стоимости, особенно продовольственных товаров, - нет. Очевидно, почему хозяева магазинов и поставщики не торопятся менять цены пропорционально снижению валюты. Если ничто не вынуждает их это делать - по своей воле они и не станут. В этом могла бы помочь конкуренция, но у нас она очень слабая. Когда в августе прошлого года пресекли импорт, остались монополисты. Им выгоднее удерживать высокие цены как можно дольше. Допускаю, что отдельные магазины уменьшат стоимость своих товаров. Например, те, что торгуют компьютерами и прочей бытовой техникой. Возможно, будет относительно небольшое снижение и у продуктовых сетей. Но к прошлогодним ценам мы уже не вернёмся.
Медленно, но снижаются…
Александр Герман, первый заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга:
- Цены на продукты питания снижаются. Может быть, не так активно, как они росли, но тем не менее. Тут есть один нюанс - предпринимателям надо сбыть продукцию, которую они купили по старым контрактам и ценам. Бизнесмены закупают товар в больших объёмах, буквально пароходами. И всё это надо обязательно продать. Например, взяли партию бананов, когда курс доллара был 62 рубля. Сейчас он 52 рубля, но себестоимость фруктов от этого ничуть не изменилась. Предприниматель не может реализовать эту партию по более низкой цене, себе в убыток. Ему надо окупить расходы, поэтому спад по ценам в магазинах будет идти медленнее. Но и организации, и поставщики признают, раз курс доллара и евро изменился - это произойдёт и со стоимостью товаров. Новые контракты заключаются уже по новой цене, а значит, скоро продукты питания тоже подешевеют. Это объективная реальность, нормальные экономические явления. Даже петербургские поставщики говорят о снижении цены на свою продукцию. Конечно, они не
вернутся к уровню августа 2014 года, но станут ниже - это точно.
Справка
Руководство Ленобласти пообещало, что корюшка подешевеет в два раза. На вопрос: «Почему сейчас рыба стоит 500 рублей за кг?» - вице-губернатор по сельскому хозяйству Сергей Яхнюк отметил, что первый улов всегда дорогой. Уже на этой неделе корюшка должна упасть в цене до 100-150 рублей за килограмм. Производители, кстати, отдают товар по 30-40 руб./кг.
Продукты не должны стать роскошью
Лариса Тужилкина, эксперт Ленинградской областной торгово-промышленной палаты:
- Производители продуктов питания не могут ориентироваться на сиюминутные колебания курса валют. Нужно дождаться, когда ситуация окончательно стабилизируется, а банки снизят процентные ставки по кредитам для бизнеса, которые по-прежнему остаются на очень высоком уровне. И многие предприятия сейчас предпочитают вообще не кредитоваться, а значит - не вкладывать деньги в развитие. Давайте хотя бы месяц проживём при стабильной обстановке, и тогда уже можно будет говорить о снижении цен. Торговля сама заинтересована, чтобы товары раскупались быстрее, особенно в жаркую погоду. Поэтому если не будет никаких экстренных ситуаций в экономике, к лету цены на импортные товары и ряд отечественных должны снизиться.
Татьяна Барановская, финансовый директор компании «Любимый край» (производство мучных кондитерских изделий):
- В производстве мы мало зависим от импортной составляющей, в основном используем отечественное сырьё, но всеобщее повышение закупочных цен дошло и до нашего предприятия. В январе-феврале 2015 года мы столкнулись с серьёзным ростом цен на сахар, муку и масло. Так, например, сахар в феврале подорожал на 50% по сравнению с прошлогодними ценами.
Фактически на протяжении двух лет мы придерживались политики сдерживания цен, и стоимость нашей продукции не менялась - рентабельность удерживалась за счёт оптимизации процессов. Мы практически последними на рынке пришли к вынужденному решению поднять цены, и то лишь с мая этого года на минимальные 5-10%. Дальше цены повышать не хочется - сладости не должны стать роскошью. Делаем ставки на увеличение объёма продаж.
Хочу отметить, что многие предприятия напрямую столкнулись с кризисом именно сейчас, когда вынуждены брать банковские кредиты уже по новым ставкам. И, соответственно, повышать цены на свою продукцию. Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от стоимости денег для реального сектора экономики. Сейчас, несмотря на некоторую стабилизацию, ставки кредитования снизились лишь на пару пунктов. А производители и поставщики, опасаясь очередной волны кризиса, не торопятся снижать цены на свою продукцию. И ждут «фиксации» стабильности.