Примерное время чтения: 7 минут
437

Что делать, чтобы в Петербурге не остановились лифты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Аргументы и факты - Петербург 20/04/2022
На заводе производят до 600 лифтов в год.
На заводе производят до 600 лифтов в год. / Вероника Такмовцева / АиФ

Ситуацию в отрасли проще всего пояснить на конкретном примере.

Санкт-Петербургский лифтовой завод (СПбЛЗ) был создан в 2009 году на основании Соглашения о сотрудничестве между правительствами Санкт-Петербурга и Республики Беларусь. Первоначально предприятие оказывало услуги по поставке белорусских лифтов и монтажу лифтового оборудования, позже здесь перешли к сборочному производству с использованием деталей предприятий-партнеров, а с 2016 года началось строительство собственного завода в деревне Разбегаево Ленинградской области в промышленной зоне «Большевик».

Производство полного цикла

Здесь на площади в 7000 кв. метров разместилась первая очередь предприятия – цеха, складские и подсобные помещения. Вторую очередь завода планируется ввести в строй в начале 2023 года, что позволит почти вдвое нарастить производство лифтов – с нынешних 600 в год до тысячи.

«Мы изначально планировали создать высокотехнологичное, по-европейски компактное производство, работающее по высоким международным стандартам. Наша задача – соответствовать новому формату так называемых «SMART-производств». За размерами и гигантскими объемами изначально не гнались, сделав акцент на развитие собственных компетенций и работу с профессиональными кадрами. Все сотрудники предприятия, которые непосредственно заняты на производстве лифтов, имеют образование не ниже техникума, а также соответствующий своему профилю опыт работы. Поскольку зарплаты у нас конкурентоспособные, мы можем позволить себе отбирать кадры. Как я уже сказал, за рекордами не гонимся, но год от года наращиваем количество выпускаемых лифтов, и, к примеру, в 2021 году рост производства составил порядка 10%», – рассказывает генеральный директор СПбЛЗ Дмитрий Мареев.

По словам Дмитрия Мареева, рост производства составил 10%.
По словам Дмитрия Мареева, рост производства составил 10%. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Всего за время работы завод поставил более 4 тысяч единиц оборудования, обеспечив лифтами 470 заказчиков. Основные партнеры предприятия – компании-застройщики Петербурга и Ленинградской области, а также региональные фонды капитального ремонта. В рамках программы капитального ремонта они заказывают лифты, которые ставят в жилых домах на замену оборудованию, уже отслужившему свой срок.

На заводе работают несколько цехов, и лифты здесь делают по полному циклу металлобработки. Из прокатных листов стали на лазерных станках вырезают нужные по форме детали, тут же их гнут на листогибочных станках, сваривают, красят, устанавливают электронную начинку, осуществляют внутреннюю декоративную отделку лифта. Предприятие производит как бюджетные варианты лифтов, которые оказываются идеальной заменой износившимся кабинам во вторичном жилом фонде, так и более богатые по отделке модели, которые достойно смотрятся в новостройках или бизнес-центрах. По качеству лифты СПбЛЗ ничуть не уступают тем изделиям, которые производят на локализованных в России предприятиях крупнейших зарубежных лифтовых компаний. В своем сегменте – это крепкое, надежное предприятие, выпускающее востребованную на рынке продукцию, с большим потенциалом для роста.

Все типы лифтов: от бюджетных до роскошных.
Все типы лифтов: от бюджетных до роскошных. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Проблема 2025 года

«Как известно в профессиональном сообществе, в России существует так называемая «проблема 2025 года», связанная с лифтами. Дело в том, что большинство лифтов в старом жилом фонде уже отслужили свой срок и должны быть заменены. Сейчас волевым решением период эксплуатации лифтов продлили на несколько лет, но к 2025 году эта отсрочка истекает. Уже сейчас такое оборудование работает с перебоями, постоянными остановками и ремонтами, а еще через несколько лет лифты, которые полностью выработали свой ресурс, а это 25 лет, придется массово останавливать – их дальнейшее использование станет невозможным. По подсчетам специалистов, до 2025 года в России нужно будет заменить порядка 100–125 тысяч лифтов. И уже сейчас можно сказать, что всех ныне имеющихся мощностей вряд ли хватит для реализации этой программы. Смягчить остроту ситуации можно только в том случае, если прямо сейчас начать принимать реальные меры по поддержке и развитию отечественных производителей лифтов», – считает Дмитрий Мареев.

Как и большинство российских производителей, СПбЛЗ столкнулся с целым рядом проблем. Прежде всего значительное подорожание сырья для работы. Стоимость российского металла выросла от 30 до 50% (хотя, казалось бы, в нем нет ничего, что завозилось бы из-за границы), к тому же поставщики требуют стопроцентной предоплаты. И хотя логистические цепочки не нарушены, а заказчики не отменяют контракты, их становится трудно выполнить – ощущается нехватка оборотных средств. Пополнять их, обратившись в банки за кредитом, становится неподъемно: российские финансово-кредитные учреждения готовы предоставить деньги под 20-30% годовых. Такая ставка по кредиту ставит под сомнение всю экономическую модель производства. На заводе используются китайские, российские и турецкие станки, эти страны не присоединились к санкциям и от поставок запчастей и сервисного обслуживания отказываться не планируют. Хотя, конечно, повышение цен коснулось и сегмента станкостроения.

Что нужно делать?

«К сожалению, пока поддержка от государства плохо доходит до реального сектора, хотя сейчас вроде бы говорится много правильных слов о необходимости помогать реальному российскому производителю. Наш завод полностью подпадает под это определение – мы выпускаем лифты для российского рынка, работаем на российском сырье, у нас технологичное производство, на котором трудятся жители Санкт-Петербурга и Ленобласти. Понятно, что мы не попадаем в разряд крупного бизнеса, которому традиционно легче получать помощь от власти, но мы реинвестируем полученную прибыль, пытаемся заниматься развитием своих компетенций и увеличивать свой производственный потенциал. Наши доходы идут на развитие производства здесь, на территории Ленинградской области, и, кстати, несмотря на трудности, пока мы не отказываемся от планов по расширению производства», – рассказывает Дмитрий Мареев.

Среди тех мер, которые могли бы помочь и Санкт-Петербургскому лифтовому заводу, и десяткам и сотням других подобных предприятий, Дмитрий Мареев называет субсидии и льготное кредитование. В том числе под гарантии со стороны власти. В нынешних кризисных условиях, когда нехватка оборотных средств возникает из-за элементарной неуверенности в завтрашнем дне, участие государства в экономике могло бы существенно разрядить напряженность и помочь предприятиям устоять на ногах. А это важно как тактически – с точки зрения сохранения стабильности в обществе в ближайшие месяцы, так и стратегически.

В любом случае, уже понятно, что России нужна собственная промышленность, и гораздо проще развивать ее, опираясь на уже работающие, современные предприятия, чем потом, упустив время, рывками и с огромными затратами пытаться реанимировать производства.

Справка

За последние 6 лет в домах петербуржцев (без учета новостроек) было установлено 7119 отечественных и 1048 импортных лифтов. По данным Фонда капремонта Петербурга, замены или модернизации в городе требует 10% лифтового оборудования. Больше всего – в районах с квартальной застройкой 1980–1990-х годов. Заменить целиком требуется 8300 лифтов, у которых истекает срок эксплуатации, в противном случае они могут быть остановлены – таковы требования безопасности, прописанные в техрегламенте Таможенного союза. «Нам удастся это сделать, если менять по 3 тысячи лифтов в год», – уточнили в Фонде.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах