Примерное время чтения: 4 минуты
5248

Подъемник для императрицы. Как Кулибин установил в Эрмитаже лифт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Петербург 21/08/2019 Сюжет Эрмитажу - 255!
Иван Кулибин и его кресло-подъемник для государыни.
Иван Кулибин и его кресло-подъемник для государыни. Коллаж АиФ

Фамилия выдающегося механика-самоучки Ивана Кулибина В советское время стала нарицательной и была увековечена в названиях улиц нескольких городов страны. Но мало кому известно, что нижегородский Архимед спроектировал и установил первый в России лифт, сконструированный для Екатерины II, он исправно служил ей в Зимнем дворце.

Гений из глубинки

Авторству русского механика, до самой смерти одержимого идеей создания вечного двигателя, принадлежат несколько оригинальных машин - от водохода до самодвигающейся повозки. Широкого применения они не получили, и потребовалось много лет, чтобы стало ясно - мысль изобретателя намного обгоняла его время.

Кулибин появился на свет в селе Подновье Нижегородского уезда в семье купца-старообрядца. Он не курил, не пил и не увлекался азартными играми. Кулибина с детства обучали торговать мукой, чем юноша какое-то время и занимался, но прежде всего его интересовала механика. Ее Иван изучал, в том числе, по книгам Михаила Ломоносова, которые ему доставал отец.

Друг отца Кулибина - купец Костромин - обратил внимание на талант юноши и предложил ему изготовить необыкновенный презент для самой императрицы - диковинные часы. В 1767 году подарок был готов. Часы имели форму яйца, а их механизм включал более чем 1 000 мельчайших колесиков и прочих деталей. В данный момент они хранятся в Эрмитаже. Сюрприз приятно удивил царицу, и в 1769 году смышленый провинциал был приглашен в столицу на должность заведующего механической мастерской Петербургской Академии наук.

В город на Неве Кулибин перебрался вместе с супругой и пятью детьми. Вместе с инженером также переехали микроскоп, телескопы, станок для шлифовки и полировки линз. Все это, если верить документам, он передал в Кунсткамеру. Увы, до наших дней устройства не сохранились.

Как угодить царице

В 1793 году, когда Екатерине II было 64 года, на ее ногах появились трофические язвы, и ей стало тяжело подниматься на свою половину, расположенную на втором этаже дворца. Тогда Кулибин и изобрел для нее подъемник. Тем более что в середине XVIII в. первые лифты уже начинали появляться в европейских резиденциях королей. Так, в Версальском дворце такой механизм был установлен в 1743 году.

Конструкция Кулибина состояла из двух толстых столбов, между которыми размещалась платформа с креслом. Когда императрица садилась, двое людей опускали и поднимали платформу при помощи винтового механизма на паровом приводе.

После смерти Екатерины ее чудо-кресло уже не использовали, а спустя время «шахту» и вовсе заложили кирпичом. Реставраторы Эрмитажа обнаружили фрагменты устройства лишь в начале этого века.

В комнаты ее величества

Позже в Эрмитаже оборудовали и другие лифты. В 1826 году в центре северо-западного ризалита Зимнего дворца, рядом с лестницей, установили «подъемную машину», которая связала все три этажа. Когда работы закончили, инженер-изобретатель А. Я. Вильсон получил от императора «бриллиантовый перстень за устроенную в новых комнатах Его Императорского Величества в Зимнем дворце машину».

Дверь с тамбуром в лифт архитекторы обустроили как обычный шкаф - весьма характерное для того времени интерьерное решение. Сам механизм изготовили на Ижорском заводе.

Устройство проработало вплоть до пожара 1837 года. Затем в северо-западном ризалите установили новый лифт, разработанный инженер-полковником А. А. Фуллоном. Подъемный винт крепился снизу к открытой платформе, и усовершенствованная конструкция действовала по принципу вертикального поршня. Она приводилась в действие вручную: специальная зубчатая передача отдавала движение на винт подъемной машины, который снизу подталкивал платформу с люлькой.

Первый грузовой лифт, тоже ручной, появился в Зимнем в 1835 году, на нем транспортировали дрова. В конце 1840-х гг. подъемные машины установили на трех вертикалях дворца. Первая вела «в комнаты Ее Величества» и посменно обслуживалась шестью рабочими. Вторая находилась «в подъезде Ее величества», за нее отвечали четыре человека. Третья - в подъезде министра Императорского двора - и также находилась под надзором четырех слуг. Наконец, в 1893 году в царских покоях заработал первый электрический лифт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах