Прошлый век принес городу славу «колыбели трех революций», а век XIX - «колыбели» организованного общественного движения. В день первой политической демонстрации в истории России SPB.AIF.RU вспоминает, кто и зачем вышел на улицы Петербурга 18 декабря 1876 года.
«Земля и воля»
Организацией и проведением Казанской демонстрации 1876 года занималось тайное общество «Земля и воля». Феномен «Земли и воли» - отдельная страница в истории России. Ни до, ни после в мире опыт этой революционной организации никому повторить не удалось. Она впервые возникла в 1861 году как мощный протест на, казалось бы, абсолютно либеральную и долгожданную реформу Александра II, о которой мечтали еще декабристы – отмену крепостного права. В борьбе за настоящую «землю и волю» и построение «русского социализма» народники уезжали в деревни и проводили «летучую пропаганду». Сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать на крестьянском языке, раздавали литературу и убеждали крестьян, что царизм больше терпеть нельзя. Но народ их не услышал, а призывы воспринял настороженно и с опаской. Разочарования в тактике, идейные разногласия и правительственные аресты привели к распаду первой «Земли и воли».
Казанская демонстрация
Вторая «Земля и воля», созданная в 1876 году открыто заявила о своем существовании 18 декабря 1876 года на площади у Казанского собора. Обновленный революционный кружок именно после Казанской демонстрации в память о своих предшественниках принял название «Земля и воля», и вошел с ним в историю революционно движения в России.
Выступление участников тайного общества и рабочих в тот декабрьский день посвящалось политическим заключенным царских тюрем. Один из создателей «Земли и Воли», организатор протестного выступления, Александр Михайлов писал: «Страдания близких людей не давали покоя. А между тем по поводу всего этого молчит печать и общество. Представители печати знают и многие возмущаются, но печать молчания наложена им на уста. А общество, знает ли оно, что происходит в казематах родной страны, знает ли, кого так усиленно подавляет власть?».
Описывая условия содержания русских заключенных в XIX веке, Михайлов не преувеличивал. Во многих тюрьмах режим содержания был очень строг, часто приводил к туберкулёзу, иногда к самоубийствам и психическим расстройствам. Организаторы демонстрации – Георгий Плеханов, Александр Михайлов и Марк Натансон – с помощью Казанской демонстрации хотели бросить вызов правительству, посеять в них беспокойство и разбудить политическую активность общества. Говоря сегодняшним политическим языком, городское протестное выступление должно было создать прецедент и обратить на себя внимание государственной власти. Неудачное летучее «хождение в народ», карательная реакция правительства 1860-х многому научила землевольцев. От единичных и коротковременных филантропических акций они перешли к массовому «хождению в народ» и публичным политическим протестам.
Накануне казанского выступления на одной из петербургских квартир состоялось расширенное собрание участников акции. Было решено принести с собой красное знамя как символ борьбы, и написать на нём «Земля и воля». Так впервые в истории революционного движения России было решено использовать впоследствии самый важный символический атрибут советского времени – революционное знамя кумачового цвета. Красное знамя со словами «Земля и воля», нашитыми белыми шелковыми шнурами готовили на конспиративной квартире на Петроградской стороне.
Для проведения демонстрации выбрали воскресный день 18 декабря (по старому стилю 6 декабря) – день церковной памяти наиболее почитаемого на Руси святого, святителя Николай Угодника. Это должно было скрыть на какое-то время подлинные намерения собравшихся. Место проведения у кафедрального собора, посвященного Казанской иконе Божией Матери, было также выбрано не случайно. Вместительный храм на Невском проспекте позволял собраться большому числу людей как будто на обычную службу, не вызывая до поры до времени особых подозрений полиции.
В итоге на площадь вышло около 400 человек, вместе с интеллигенцией протестовали рабочие. Демонстранты заказали в соборе молебен во здравие Николая Гавриловича Чернышевского, находящегося в ссылке. Перед собравшимися пламенную речь экспромтом произнес молодой студент Горного института Георгий Плеханов. В своей речи политический оратор изобличал произвол помещиков и царских чиновников по отношению к крестьянству, эксплуатацию бесправных городских рабочих.
Петербуржцы, случайно оказавшиеся 18 декабря вблизи Казанского собора, строили версии о происходящем. Одни предполагали приезд государя императора, другие считали, что восстали поляки, третьи думали, что идет панихида по убитым в Сербии, а процессия устроена с целью объявления войны Турции. Кому-то показалось, что человека переехал извозчик. Для большинства горожан цели и суть происходящего на площади так и остались неизвестными.
Арест протестующих
Примерно через полчаса после начала акции полиция начала арестовывать митингующую публику. Отбиваясь, демонстранты двигались к памятнику М.И. Кутузову и далее к углу Невского проспекта. На помощь полицейским пришли дворники, которым вменялись «охранительные обязанности», мясники, носильщики, лавочники, сторожа и певчие из Казанского собора. Демонстранты оказали сопротивление. Плеханов вспоминал, что некоторые из митингующих были вооружены кастетами и отчаянно защищались.
Примечательно, что почти всем организатором митинга удалось избежать ареста. Плеханова спасли соратники, закрыв своими телами. В Михайлове не признали революционера благодаря его дорогому костюму, в котором он стоял на площади, оставив пальто в соборе. Всего арестовали 31 демонстранта, из которых пятеро были осуждены на 10-15 лет каторжных работ, 10 приговорены к ссылке в Сибирь и трое рабочих к заточению на 5 лет в монастырь. Подсудимые были признаны виновными «в дерзостном порицании установленного государственными законами образа правления и в насильственном сопротивлении полицейским властям». Таким образом, за несколько минут свободного высказывания своего мнения людей приговорили к долгим годам заключения.
Сегодня о протестном выступлении на площади напоминает мемориальная доска, в советское время расположенная на колоннаде Казанского собора, а в 1998 перемещенная от колоннады через улицу в угол у Воронихинской решетки.