15 лет назад не стало Анатолия Собчака. Сохранилось его интервью 14 февраля 2000-го года, где он рассказывает о работе над книгой о Сталине. Экс-мэр Петербурга предполагал, что ещё полгода будет готовить рукопись, но не успел. После этой записи он улетел в свою последнюю командировку в Калининград и оттуда уже не вернулся.
В Парке культуры и чтения на Невском проспекте его вдова Людмила Нарусова представила его последнюю книгу «Сталин. Личное дело». Она не стала обходить острые углы и не боялась вызвать огонь на себя. Наградой ей с одной стороны были аплодисменты, с другой яростный спор. Причём страсти разгорелись до такой степени, что охрана хотела даже вывести недоброжелателей, но Нарусова попросила никого не трогать: «Человек так думает. Изменить мозги мы ему не можем, можем только посочувствовать».
О том, как появилась книга
Первые лет пять я даже не прикасалась к письменному столу, - рассказала Людмила Борисовна.- Не могла даже смотреть в ящик, где лежали бумаги. Потом, когда стала разбирать архив, сама себе задала вопрос. Почему убежденный демократ, антисталинист обратился к фигуре Сталина? Стал писать о нём книгу? Ещё более я поразилась, когда стала читать эту рукопись: как мог Собчак предвидеть, предчувствовать этот советский ренессанс, тоску по жёсткой руке. Реабилитацию не жертв сталинизма, а самого сталинизма, который мы наблюдаем в последние годы. Эта книга - ощущение человека, который хотел предостеречь: «Люди, будьте бдительны!»
Собчак стремился разобраться: как не слишком харизматичный, не очень интеллектуально развитый человек, один из ленинской группы, совершившей октябрьский переворот, сумел подмять под себя образованную часть большевиков? Стать хозяином державы. И заставить народ огромной страны поклоняться ему, идти в бой с его именем на устах. Этот вопрос его очень занимал. За советом об издании книги я обратилась к Эдварду Радзинскому, который подробно изучал сталинский период. Поделилась сомнением: «Рукопись немного «сырая»» Но он меня убедил: «Надо издавать. Вы же не научную биографию пишете, чтобы дотошно сверять все сноски. Это скорее политический памфлет, напоминание, почему прошлое не должно повториться».
Еще одним побудительным мотивом стала идея возвращения Сталинграда. Нельзя допустить, чтобы на карте нашей Родины появилось имя человека, загубившего миллионы невинных жизней. Часто сравнивают Гитлера и Сталина. Но Гитлер уничтожал чужие народы. А Сталин – свой собственный. И это злодеяние фактически осталось безнаказанным. Да, Сталина вынесли из Мавзолея. Но осуждения сталинизма на государственном уроне не было. Собчак предлагал Ельцину провести по аналогии с Нюрнбергским процесс над сталинизмом. Ельцин не согласился, побоялся, что это может перерасти в некую люстрацию. Возможно, учитывая тогда настроения общества, он был прав.
Собчак также пытался разобраться в генезисе тоталитаризма. Почему мы принимаем любые навязанные нам решения и с энтузиазмом их поддерживаем. Как покорность зарождается в наших умах, сознании. Почему никто не протестовал, когда уничтожали цвет армии, Тухачевского, Уборевича. В итоге в 41-м мы оказалась в ужасающем положении. А крестьяне? Была уничтожена самая работящая, преданная земле часть народа. И если сейчас мы не можем себя прокормить, и постоянно говорим об отставании нашего сельского хозяйства, то корни провала там, в тех далёких временах.
О политических взглядах Анатолия Собчака
- Собчак был масштабным человеком, но приспосабливаться не мог. В 1989 году он возглавлял парламентскую комиссию, расследовавшую разгон мирной демонстрации в Тбилиси. Было доказано, что применялся газ и саперные лопатки. Тогда он нажил себе первых серьезных врагов. Военные его обвинили в отсутствии патриотизма, в том, что очерняет советскую армию и неправильно понимает поставленную перед ним задачу. И тогда он сказал: «Истина не имеет национальности, а моя задача – её установить». Да, диагноз обществу может быть неприятный, но его надо поставить, чтобы вылечить болезнь.
Иногда спрашивают: какую бы политику он проводил сейчас, с какой партией, движением был бы заодно. Думаю, не ошибусь, если скажу: политику проводил бы гуманистическую и придерживался правовых норм. Действовал по закону. Эти же мысли содержатся в другой незаконченной его рукописи «Советник трёх президентов». А вот из нынешних партий, движений не состоял бы нигде. Он и сам как-то говорил: «Я ни с левыми, я не с правыми, я - с правом». Поэтому, полагаю, что он был бы сам по себе.
О работе Анатолия Собчака на посту мэра
- Его звёздный час - Верховный совет. Помню «Аргументы и факты» тогда публиковали рейтинги политиков и первое место занимал Собчак, второе Ленин и третье Ельцин. И вдруг человек на пике популярности уходит на региональный уровень. Это понижение, но он выбрал такой путь осознанно, самостоятельно. Решил в родном городе, который любил, как ребёнка, осуществить свои планы. Он предлагал в Петербурге, учитывая близость моря и международных портов, организовать свободную экономическую зону. Если бы этот план приняли, через 5 лет мы были бы Гонконгом. Но московские недоброжелатели побоялись усиления влияния Собчака и всё запретили. Сейчас слышим, что такие зоны хотят открыть то в Находке, то в Крыму.
Его беда - масштаб ума и удивительное прекраснодушие, вера в людей. В итоге огромная хозяйственная работа была не видна. А между тем, в нашем городе первыми отменили продовольственные карточки, о которых молодежь даже не знает. К 96-му году в Петербурге был самый низкий уровень безработицы. В город также завезли томографы и передовое медицинское оборудование. В страшную зиму 91-92 годов в город почти не поступало продовольствие. Помню, как он приходил и говорил: «Хлеба осталось на два дня, а муки нет совсем». Лично звонил канцлеру Германии Колю, президенту Франции Миттерану, шведам, англичанам. И к ночи в Кронштадте уже разгружали корабли с тушенкой и мукой. Он сам туда приезжал, следил, чтобы не разворовали. А вечером со словами благодарности шел в немецкое, французское консульство. Элегантный, красивый.
Людей зомбировали: вот у нас мэр какой, хозяйством не занимается, а всё ходит по приёмам да презентациям. Противники развернули клеветническую пропаганду и многие этому верили. Анатолий не занимался пиаром, его не показывали перерезающем бесконечные ленточки. Считал, что люди и так должны понять, что происходило. А его коллега, московский мэр, всё время красовался на стройках в кепке, эдакий рубаха-парень. Вот все и думали, что тот хозяйственник, а Собчак только культурой занимается. Да, он правильно угадал, что туризм, культура - одни из главных стратегических направлений города. Это то, зачем к нам едет весь мир, а значит, нужно их развивать, сделать прибыльными. Но тогда эти направления не признавалась первоочередными.
О патриотизме
- Собчака интересовало, почему патриотизм в сознании большинства советских людей связывался с понятием любить вождя. Откуда эти метаморфозы сознания? Жители других стран тоже очень любят свою родину, почитают лидеров. Но у нас слово патриотизм приобретает другой оттенок. Как пишет Собчак – государственно-властный. Любишь власть, вождя – значит патриот, нет – ты враг и шпион. Но это разные вещи. Чаще всего критикуют власть люди агрессивные, а не те, кто разбирается в ситуации. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» - вот формула патриотизма. Надо любить свою страну, но ненавидеть то, что мешает ею гордиться.
О тайне фамилии
- На выборах 1996-го коммунисты людям внушали, что настоящая фамилия Анатолия - Финкельштей, что это жидо-массонский заговор. А Собчак, фамилия его жены, то есть моя. Сегодня эту байку, как видим, тоже вытаскивают из нафталина. Так вот. Собчак (ударение на первый слог – прим.ред.) - это шляхетская фамилия. Прадед Собчака был шляхтич, поляк, учившийся в Санкт-Петербургском институте путей сообщения. В 1939-м (Собчак родился в 37-м - ред). Гитлер вошёл в Польшу и поступила деректива: всех поляков в 24 часа выслать в Сибирь. Тогда семья жила в Ташкенте, отец работал инженером на железной дороге. Спас сосед-узбек, занимавший большой пост, который сказал: «Вот приказ Сталина, я должен всех вас выслать. Но у меня есть несколько чистых бланков паспортов, и я могу написать, что вы русские». Так появилась фамилия Собчак (ударение на второй слог – прим.). Вот тот страшный секрет, который, как некоторым кажется, мэр скрывал от своих избирателей. На самом деле всё очень просто и прозрачно.
О содержании захоронении тела Ленина
- Когда Собчак получил возможность работать с архивами Кремля, он заинтересовался, сколько стоит содержание мумии Ленина в Мавзолее. Ведь у него ногти до сих пор растут, так он биологически накачан. Существует и целый штат специалистов, который наблюдает за всеми процессами. Одно из последних выступлений Собчака после ГКЧП было относительно захоронения Ленина. Он говорил, что если мы себя позиционируем как православная страна, то в православии одним из самых больших грехов является не предание тела земле. Есть и завещание Ленина, где вождь просил похоронить его на Волковском кладбище, в некрополе Ульяновых, рядом с матерью и сестрой. Тогда эта позиция вызвала гнев и злобу у многих, а что теперь? Красная площадь и Мавзолей превратилась в погост. Зимой там каток, летом рок-концерты, фестивали, - поют, пляшут на костях. Усопшие же требуют покоя, тишины. Собчак говорил: «Давайте создадим пантеон, где будут похоронены выдающиеся люди страны». Советовал сделать это Ельцину. Но не всё, что он советовал президентам, было услышано.
О переименовании Петербурга
- Это довольно распространенное заблуждение, что наш город назван в честь Петра I. Да, Петра, но не царя, а святого, небесного покровителя. И заложен был Петербург в мае 1703 года в день святого Петра, у которого, кстати, ключи от рая. Когда решался вопрос о переименовании, вокруг нашего дома на Мойке постоянно стоял пикет агрессивно настроенных женщин и мужчин, которые пели «Вихри враждебные». Им время от времени подносили, они ещё больше горячились и что-то выкрикивали. Было даже написано: «Собчак – это Гитлер. Гитлер хотел стереть Ленинград с лица земли и Собчак тоже». Градус противостояния зашкаливал. Напомню, что первый в СССР референдум был инициирован именно в нашем городе и касался он выбора имени. Некоторые блокадники были против, и на этом пытались спекулировать, забывая, что именно Собчак приравнял блокадников к ветеранам войны и без всякой госпрограммы первый стал давать им квартиры.
Референдум был назначен на 12 июня, и тогда же должны были состояться выборы мэра. Тогда Собчак сказал твёрдо: «Имя городу выберут сами жители. Мэром Петербурга я буду, Ленинграда – нет». Фактически он поставил на карту свою политическую судьбу. Совсем неожиданно нас поддержал патриарх Алексий II. Он написал, что имя Ленина было лишь идеологическим футляром, в который поместили город святого Петра. И как для человека, так и для города - отказ от первоначального имени, которое он получил при крещении большой грех. И для того, чтобы началась новая жизнь, он должен вернуться к истокам. А буквально накануне прислал из Америки стихи Иосиф Бродский. Тогда их напечатал «Вечерний Ленинград»: «Хочу чтоб дали, Бога ради,/ как в шапку брошенную медь,/ родившемуся в Ленинграде,/ в Санкт-Петербурге умереть». Всё вместе и обеспечило необходимые 54%. Тогда выборы не подтасовывали, а считали, как есть. Поэтому память не в географическом названии, а в истории и людях, её творивших.
О том, что нужно делать, чтобы объединить страну
- Что нужно делать, чтобы объединиться и строить страну, где заслуги – по делам, а к людям относятся уважительно? Думать. Читать хорошие книги. Быть человеком, который формирует свое мнение о происходящем не из «ящика», а на основании собственных рассуждений. «Только народ, научившийся думать сам за себя, способен отучить других действовать за него» - эти слова Герцена служат эпиграфом к книге Собчака. До сих пор его личность и поступки вызывают чувство благодарности у друзей, гнев у оппонентов, а значит, он с нами.