Валенки в Гатчине стали выпускать почти полвека назад. Расходились они бойко, пользовались популярностью во всех республиках Союза. Но так продолжалось до перестройки. В 1993 году с наступлением рынка спрос прекратился, производство пришлось закрыть.
— Четыре года мы терпеливо ждали, что ситуация изменится, — рассказывает председатель совета Гатчинского промкомбината Оганес Гадян. — И хотя станки стояли, всеми силами старались сохранить коллектив. Переводили людей на другие места, поддерживали материально. Понимали, что без своей исконной обуви России не обойтись. Шутка сказать: валенки выдерживают до 60 мороза и не снашиваются десятилетиями.
Тактика оказалась правильной. Сегодня комбинат снова на плаву, в его ассортименте свыше 20 моделей, в год реализуется 36 тысяч пар. В Ленобласти валенки производятся исключительно из натурального, экологически чистого сырья без всяких кислот и красителей. Можно смело надевать на босую ногу. Врачи говорят, что по целебной силе хождение по дому в валенках сродни прогулке по цветущему летнему лугу. Хотя часто покупатели просят вместо привычных серых и белых «самокаток» что-то поярче, есть желающие покрасоваться в оранжевых, алых и даже голубых «войлочных сапогах».
Правда, прежде чем охапка грязноватой шерсти станет мягкой и теплой обувью, должно поработать немало народу. И как поработать! С 4-го века до нашей эры начинается история валенок, но с той поры мало что изменилось. Доля ручного труда в их изготовлении по-прежнему высока. Даже при современном оборудовании на производство одной пары уходит три дня, а технологическая цепочка состоит из 12 трудоемких операций.
О «крокодиле»
и «восьмивалке»
Валентина Сафроновна Гонта достает еще в буквальном смысле горячую заготовку, надевает себе на руку и, расправляя внутри все складочки, выставляет валенку носок. Поневоле вспомнилось балетное: «Тяните носок!» Но до театра здесь далеко. Ощущается стойкий запах влажной горячей шерсти, а все женщины — в водоотталкивающих фартуках до пят и резиновых сапогах… Валяльщица Нина Борисовна Касаткина о своей работе рассказывает душевно и загадочно:
— Сначала стираю валенки в барабане с ароматным мылом, затем выхаживаю их на «восьмивалке» — там воду сгоняю. Потом парю и растягиваю на «крокодиле», смотрю, чтобы не склеились. И вот они выходят ровненькие, гладенькие, никаких трещин.
Затем наступает черед насадчиков. Это дело мужское. Размякшую пару надевают на колодку соответствующего размера. Причем вес каждой колодки — от 12 до 15 килограммов! Виктор Агеев и Михаил Батурин за смену таким образом «обувают» 150–170 пар. Получается, «перебрасывают» больше двух тонн груза ежедневно. Вот такой гламур.
Зарплаты невелики, 7–10 тысяч рублей. Впрочем, текучести кадров нет. Небольшой коллектив, 25 человек, держится, словно одна семья. Мои собеседники работают в цехе по семь, а М. Батурин все 27 лет. Есть и рекорды. Комплектовщица Нина Антоновна Платонова трудится на комбинате с первых дней — 43 года. Вот уж кто знает о валенках все! Вся ее семья ходит в бабушкиных изделиях и радуется, что сегодня любимая «обувка» переживает второе рождение.
Рублевка и Куршевель отдыхают
В ТОМ, что валенки еще дадут фору, нас убедил театр моды «Катюша». Фантазии девушкам не занимать. Неуклюжую по существу обувь модницы из Гатчины превратили в хит сезона. Юные манекенщицы щеголяли в валенках со стразами, бусинами, яркой тесьмой и тапочках для дома. Отлично выглядели и стильные модели с ремешками, помпонами, кокетливыми «ушками», обшитые мехом по всему голенищу, напоминающие популярные теперь унты. Под аномально теплую зиму производители запустили новинку с прорезиненной непромокаемой подошвой, ее сразу облюбовали рыбаки, охотники, строители. И это только начало.
Комфортные и красивые валенки с маркой Ленобласти сегодня охотно покупают финны и шведы, проявили интерес французы, немцы, хозяева горнолыжных европейских курортов. Пришли заказы из Рублевки и московского ЦУМа. А на комбинате сейчас подключают молодых кутюрье из Университета технологии и дизайна, чтобы вместе создавать нарядные и практичные фасоны. Вот такие валенки — «неподшиты, стареньки»…