Флешмоб (от англ. flash — вспышка, mob — толпа) появился летом 2003-го в США. Не случайно флешмоб возник именно в век информационных технологий. Интернет подтолкнул его развитие.
Пожалуй, главными принципами этого явления можно считать стихийность, одновременность и абсурдность. Множество людей для проведения очередной акции связываются во Всемирной паутине или с помощью мобильной связи. Они сами решают, когда, где и что будут делать. Сценарий акции выбирают на специальных Интернет-сайтах путем голосования. Мобберы — люди разных профессий. Это и студенты, и мене.джеры, и домохозяйки. В основном от 20 до 40 лет. Они развлекаются сами и развлекают других.
Правила акции
Толпа из 400 человек провела акцию в американском городе Денвере. Люди рассредоточились по зданию. Те, кто был внизу, кричали «Пинг». «Понг» — хором отвечали им единомышленники сверху. При этом их движения имитировали удары ракеткой по мячику при игре в настольный теннис.
Наши люди тоже не отстают. Толпа москвичей, возникшая под рекламными щитами, пыталась с помощью пультов «переключить канал». «Опять реклама! Дайте нам кино», — с серьезным видом требовали мобберы. В Одессе к статуе клоуна возле входа в «Макдоналдс» люди в трауре возлагали по два цветка. Питерские мобберы на одной из акций ходили в метро с заклеенными ртами, на другой — бегали у фонтана на Малой Садовой за человеком со старыми спортивными штанами с криком: «Отдай! Это моё трико!».
Организует такие акции инициативная группа.
Единство толпы
Флешмоб — одно из явлений современной культуры. И как бы парадоксально это ни звучало, но каждый человек в толпе мобберов — индивидуальность. Эти люди рушат стереотипы и презирают стандарты. В то же время они не представляют никакой опасности. Нормы закона мобберы не нарушают. Для одних флешмоб — развлечение, возможность удивить людей. Для других — возможность самовыражения или приобщения к общности единомышленников. Ведь это явление объединяет на время множество абсолютно незнакомых людей. И хотя разговоры между участниками во время акций запрещены, мобберы чувствуют связь между собой без этого.
Несмотря на то что мобберы — это толпа, они всегда очень хорошо организованы. А ведь это редкое свойство для группы людей, тем более незнакомых. Успех акций во многом зависит от соблюдения правил.
«Пингвинов» не уважают
Приходить на акцию надо вовремя. Акции длятся недолго (в среднем 5 минут), поэтому участники должны начинать и заканчивать свои действия одновременно. О времени акции ее участники договариваются заранее, сверяясь по «камертону» — часам, находящимся в общественном месте, служащим мобберам для синхронизации. Иногда сигнал для начала действий подает специально выбранный человек, так называемый «маяк».
Мобберы не должны разговаривать во время проведения акции, улыбаться, выдавая себя, тем самым давая возможность окружающим что-то заподозрить. Ведь суть моба — в его неожиданности. А пообщаться при желании можно и на «афтерпати» или «послемобье» — встрече по завершении акции.
Люди, игнорирующие правила моба, — «парускеры». А тех, кто узнал об акции, но участвовать не рискнул, а просто пришел поглазеть, мобберы называют «пингвинами».
Стать частью «умной толпы» может каждый, договорившись поучаствовать в мобе. Например, на сайте питерских мобберов www.flashmob.spb.ru или на различных молодежных форумах вроде www.flashmob.md/forum.